Сибирские огни, 1984, № 12
Сибири. Н. Яновский быЛ среди тех, кто се годня в полный голос сказал о подвижни ческой жизни Потанина и Ядринцева. Г, Н. Потанин был одним из лучших сынов России, кого — так же, как Н. Г. Чернышев ского — самодержавие приговорило к граж данской казни. Что же касается Н. Ядрин цева, осужденного на ссылку царским правительством, то Яновский убедительно обрисовал идейно-художественные достоин ства его прозы, близость всего его творчест ва к демократическому направлению рус ской литературы. Мы знаем добрый отзыв В. И. Ленина о Ядрннцеве, знаем, что М. Горький назвал Ядринцева «бескорыст ным и светлым деятелем далекой Сибири, рыцарски-честно работавшим всю свою жизнь для суровой родины». Особо нужно отметить то, что сделано Яновским с целью ввести в литературный обиход произведения литераторов Сибири, творчество которых по различным причинам было забыто. Критик не только создал ли тературные портреты Степана Исакова, Ар сения Жилякова, Ивана Тачалова, Георгия Гребенщикова, А. Пиотровского, Ис. Гольд берга, А. Новоселова, М. Кравкова, Мих. Ошарова, но и приложил немало сил для поисков рукописей и публикации произведе ний этих авторов, составил книги назван ных писателей. Статьи и монографии Н. Яновского по су ти своей являются главами истории литера туры Сибири, потому что критик тщательно прослеживает взаимосвязь, преемстве 1 ьность различных поколений писателей-сибиряков, их вклад в литературно-исторический про цесс. В любой работе Н. Яновского литера туроведческий анализ всегда теснейшим об разом «привязан» к общественной жизни, каждо 4 произведение рассматривается не изолированно, не «само по себе», а в связи с другими, созданными различными автора ми в тот же период. Например, обращаясь к периоду первой русской революции, Н. Яновский рассматри вает творчество таких йудожн 5 ков, как ран ний Вяч. Шишков, как раб 9 }ьий Иван Тача- лов, выступивший в это время с поэмой «Егорка»,' как молодой прозаик Феоктист Березовский; как участник революционных событий в Иркутске Ис. Гольдберг. Критик показывает, что все эти несхожие по убеж дениям литераторы-сибиряки в своем твор честве выражали протест против самодер жавия, и этот протест был не случайным, а закономерным, обусловленным обстоятель ствами общественной жизни Сибири, всей страны. Приметы приближающейся бури критик видит не только в произведениях тех писа телей, которые, как Ф. Березовский, Ис. Гольдберг, • непосредственно участвовали в революционном движении. Эти рриметы есть и в книгах, написанных теми, кто стоял в стороне от политической борьбы; более того, признаки надвигавшейся революции Яновский находит и у тех литераторов, кто ' Эта поэма, осмеивавш ая самодержавие и з а прещ енная царской цензурой, считалась утерян ной. О ней знали только по воспоминянЯ'ям совре менников, слышавших ее в дни первой русской ре волюции на митингах в Барнауле в исполненик авт<ша. Н. Яновский наш ел рукопись юэмы и опубликовал ее. впоследствии оказался по другую сторону баррикады — например, у А. Новоселова, который, будучи честным художником сло ва, не мог не отразить острейших социаль ных и общественных конфликтов предрево люционной России. Так через самые разные статьи и монографии Н. Яновского проходят кардинальные темы его творчества ^ тема революции, тема человека нового мира. От- того-то монографии о Вс. Иванове, В. З а зубрине, Ис. Гольдберге, Л. Сейфуллилой, а впоследствии о С. Залыгине стали одновре менно и исследованиями различных сторон революции, нашедших свое отражение в произведениях этих писателей. Так критик продолжает и развивает дорогие ему темы, прослеживая, как на различных этапах истории идея революции становится все ближе людям труда, как торжествует мысль о необходимости революции — един ственного пути к торжеству социальной справедливости. Показательно, что даж е в названиях мно гих книг Н. Яновского часто фигурирует к а тегория времени -—критик чутко слышит ход-часов истории. Вспомним эти названия: «Художник и время», «С веком наравне», «Голоса времени», «История и современ ность». В своей монографии «Лидия Сейфулли- на» (Москва, «Художественная литерату ра», 1972) Яновский сочувственно цитирует слова Ларисы Рейснер о книгах, созданных в первые годы после Великой Октябрьской революции: «Мы слишком современники своей эпохи, чтобы понимать, какую цен ность для будущего имеют эти книги, вы росшие из революции, ее очевидцы, непод купные свидетели ее страданий, героизма, грязи, нищеты и величия!» Это ощущение, с такой силой сформулированное Ларисой Рейснер, пронизывает всю работу самого Н. Яновско.го. Он, анализируя историю становления рус ской литературы Сибири, одновременно за нялся творчеством своих земляков и совре менников. Эта работа потребовала немало сил и времени. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год трудился Н. Яновский, изучал старые газеты, альманахи и ж урна лы. собирал рукописи умерших писателей, объединяя вокруг себя людей, интересую щихся критикой и литературоведением, вос питывая молодых критиков. Все новые и новые факты обнаруживал и накапливал Яновский, осмысляя их, стремясь проник нуть в глубинную суть событий, на первый взгляд далеких одно от другого... Плодами этого труда стали не только статьи и монографии о писателях-сибиряках прошлого и настоящего. Найденные мате риалы требовали выхода — и Н. Яновский в 1969 году выступает инициатором небыва лого доселе издания — «Литературное на- следстао Сибири». Эта серия, которую выпускает Западно-Сибирское книжное изда тельство, получила широкую прессу. Ее вьь со»о оценили «Известия», «Литературная газета», «Вопросы литературы», журнал «Русская литература», другие печатные ор ганы. В этих томах (Н. Яновский, являясь главным редактором издания, одновременно выступил в роли составителя всех 6 вышед ших из печати томов) нашли отражение ин тереснейшие факты переписки А. М. Горько го с шсателями-сибиряками, забытые и не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2