Сибирские огни, 1984, № 12

Сибири. Н. Яновский быЛ среди тех, кто се­ годня в полный голос сказал о подвижни­ ческой жизни Потанина и Ядринцева. Г, Н. Потанин был одним из лучших сынов России, кого — так же, как Н. Г. Чернышев­ ского — самодержавие приговорило к граж ­ данской казни. Что же касается Н. Ядрин­ цева, осужденного на ссылку царским правительством, то Яновский убедительно обрисовал идейно-художественные достоин­ ства его прозы, близость всего его творчест­ ва к демократическому направлению рус­ ской литературы. Мы знаем добрый отзыв В. И. Ленина о Ядрннцеве, знаем, что М. Горький назвал Ядринцева «бескорыст­ ным и светлым деятелем далекой Сибири, рыцарски-честно работавшим всю свою жизнь для суровой родины». Особо нужно отметить то, что сделано Яновским с целью ввести в литературный обиход произведения литераторов Сибири, творчество которых по различным причинам было забыто. Критик не только создал ли­ тературные портреты Степана Исакова, Ар­ сения Жилякова, Ивана Тачалова, Георгия Гребенщикова, А. Пиотровского, Ис. Гольд­ берга, А. Новоселова, М. Кравкова, Мих. Ошарова, но и приложил немало сил для поисков рукописей и публикации произведе­ ний этих авторов, составил книги назван­ ных писателей. Статьи и монографии Н. Яновского по су­ ти своей являются главами истории литера­ туры Сибири, потому что критик тщательно прослеживает взаимосвязь, преемстве 1 ьность различных поколений писателей-сибиряков, их вклад в литературно-исторический про­ цесс. В любой работе Н. Яновского литера­ туроведческий анализ всегда теснейшим об­ разом «привязан» к общественной жизни, каждо 4 произведение рассматривается не изолированно, не «само по себе», а в связи с другими, созданными различными автора­ ми в тот же период. Например, обращаясь к периоду первой русской революции, Н. Яновский рассматри­ вает творчество таких йудожн 5 ков, как ран­ ний Вяч. Шишков, как раб 9 }ьий Иван Тача- лов, выступивший в это время с поэмой «Егорка»,' как молодой прозаик Феоктист Березовский; как участник революционных событий в Иркутске Ис. Гольдберг. Критик показывает, что все эти несхожие по убеж­ дениям литераторы-сибиряки в своем твор­ честве выражали протест против самодер­ жавия, и этот протест был не случайным, а закономерным, обусловленным обстоятель­ ствами общественной жизни Сибири, всей страны. Приметы приближающейся бури критик видит не только в произведениях тех писа­ телей, которые, как Ф. Березовский, Ис. Гольдберг, • непосредственно участвовали в революционном движении. Эти рриметы есть и в книгах, написанных теми, кто стоял в стороне от политической борьбы; более того, признаки надвигавшейся революции Яновский находит и у тех литераторов, кто ' Эта поэма, осмеивавш ая самодержавие и з а ­ прещ енная царской цензурой, считалась утерян­ ной. О ней знали только по воспоминянЯ'ям совре­ менников, слышавших ее в дни первой русской ре­ волюции на митингах в Барнауле в исполненик авт<ша. Н. Яновский наш ел рукопись юэмы и опубликовал ее. впоследствии оказался по другую сторону баррикады — например, у А. Новоселова, который, будучи честным художником сло­ ва, не мог не отразить острейших социаль­ ных и общественных конфликтов предрево­ люционной России. Так через самые разные статьи и монографии Н. Яновского проходят кардинальные темы его творчества ^ тема революции, тема человека нового мира. От- того-то монографии о Вс. Иванове, В. З а ­ зубрине, Ис. Гольдберге, Л. Сейфуллилой, а впоследствии о С. Залыгине стали одновре­ менно и исследованиями различных сторон революции, нашедших свое отражение в произведениях этих писателей. Так критик продолжает и развивает дорогие ему темы, прослеживая, как на различных этапах истории идея революции становится все ближе людям труда, как торжествует мысль о необходимости революции — един­ ственного пути к торжеству социальной справедливости. Показательно, что даж е в названиях мно­ гих книг Н. Яновского часто фигурирует к а­ тегория времени -—критик чутко слышит ход-часов истории. Вспомним эти названия: «Художник и время», «С веком наравне», «Голоса времени», «История и современ­ ность». В своей монографии «Лидия Сейфулли- на» (Москва, «Художественная литерату­ ра», 1972) Яновский сочувственно цитирует слова Ларисы Рейснер о книгах, созданных в первые годы после Великой Октябрьской революции: «Мы слишком современники своей эпохи, чтобы понимать, какую цен­ ность для будущего имеют эти книги, вы­ росшие из революции, ее очевидцы, непод­ купные свидетели ее страданий, героизма, грязи, нищеты и величия!» Это ощущение, с такой силой сформулированное Ларисой Рейснер, пронизывает всю работу самого Н. Яновско.го. Он, анализируя историю становления рус­ ской литературы Сибири, одновременно за­ нялся творчеством своих земляков и совре­ менников. Эта работа потребовала немало сил и времени. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год трудился Н. Яновский, изучал старые газеты, альманахи и ж урна­ лы. собирал рукописи умерших писателей, объединяя вокруг себя людей, интересую­ щихся критикой и литературоведением, вос­ питывая молодых критиков. Все новые и новые факты обнаруживал и накапливал Яновский, осмысляя их, стремясь проник­ нуть в глубинную суть событий, на первый взгляд далеких одно от другого... Плодами этого труда стали не только статьи и монографии о писателях-сибиряках прошлого и настоящего. Найденные мате­ риалы требовали выхода — и Н. Яновский в 1969 году выступает инициатором небыва­ лого доселе издания — «Литературное на- следстао Сибири». Эта серия, которую выпускает Западно-Сибирское книжное изда­ тельство, получила широкую прессу. Ее вьь со»о оценили «Известия», «Литературная газета», «Вопросы литературы», журнал «Русская литература», другие печатные ор­ ганы. В этих томах (Н. Яновский, являясь главным редактором издания, одновременно выступил в роли составителя всех 6 вышед­ ших из печати томов) нашли отражение ин­ тереснейшие факты переписки А. М. Горько­ го с шсателями-сибиряками, забытые и не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2