Сибирские огни, 1984, № 12

ситете, кинотеатре, магазине. В магазине „„на была прикреплена к тележке, на ко­ торой грузчик-мальчишка подвозил товары со склада. : Справиться своими силами с минным «на- I ц,ествие> 1 » афганские власти не могли. Не ♦хватало опытных специалистов. Обрати- Длись за помощью к советским саперам И помощь пришла. В 1981— 1982 годах были обезврежены тысячи мин. А осенью 1983 года, разгромив крупную банду, аф- банокие солдаты среди военных трофеев обнаружили 0 1 КОЛ 0 полутора миллионов аме­ риканских мин. Трудно, конечно, но можно представить, сколько их доставлено сюда :всего,-если только в одном месте счет идет на миллионы. Одним из советских саперов, кто проти­ вопоставил изуверским выдумкам бандитов свой разум, свое мужество и мастерство был старший лейтенант Сергей Александров ВИЧ. Я с ним познакомился, когда его под­ разделение вернулось из похода. Поход был, как всегда, многодневным, трудным, напряженным до последней минуты; Опас­ ность и ответственность шли рядом. Опас­ ность — ошибиться, не найти, не разгадать, ответственность — не подвести своих бое­ вых друзей, идущих за тобой, доверяющих тебе свои жизни. И потому счастьем свети­ лись глаза саперов от Сознания того, что . груз, который сопровождали они, достав­ лен в целости и сохранности, что не было ни одного подрыва, что по их вине не по­ страдал ни один человек. — Чисто сработали,— говорил командир роты капитан Николай Лышенко. И в этих двух словах была самая высокая оценка, которую получают саперы за свой труд. Родился и вырос Сергей в Сибири, в ра­ бочем поселке Абатский, что в Тюменской области. Военное образование получил в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище. Почему избрал его? А это своего рода традиция. На Тюмен- щине училище единственное и давно счита­ ется своим. Многие, мальчишки, встреча­ ясь с выпускниками школ — курсантами, «заболевают» саперным делом. Потом бы­ ла служба в войсках, а потом захотелось ему повозиться не с учебными, а с настоя­ щими минами. Как и Владимиру Алабуше- ву, проверить себя в деле. А дел в Афгани­ стане оказалось невпроворот. Спрашиваю у Сергея, много ли мин обез­ вредил за службу, еще не зная того, что не каждый сапер ответит на этот вопрос. Не принято у них «подбивать бабки». Су­ еверие? Нет. Эти ребята верят только своим рукам, глазам да изредка интуиции. Просто обычай такой, еще от фронтовиков идет. — Не считал, наверное, много,— ответил Сергей уклончиво. Орден Красной Звезды на его груди и знак «За разминирование», утвержденный приказом министра обороны СССР, красно­ речивей всяких слов. Как служится саперам в ДРА, я видел своими глазами. Поездить вслед за ними в ожидании объявления «Мин нет, путь ■ свободен» пришлось много. И рассказов услышал немало. Один из них — от Сер­ гея Александровича и его товарищей. ... После разгрома банд на севере Канда- (Гарской провинции и юге Урузганской было [Принято решение оказать посильную прави- [тельственную помощь местному населению. пострадавшему от мятежников. В первую очередь хлебом. Д л я'его отправки в горные «ления формировались колонны машин. ЗДну такую колонну, состоящую из пол- сотни подаренных Чехословакией грузови- ков, загруженных зерном, сопровождала в составе отряда обеспечения движения команда саперов во главе со старшим лей­ тенантом Александровичем. Путь неблиз­ кий — триста километров. Выехали с рас- свето'М. Д о первого ущелья добрались бла­ гополучно. А дальше начиналась дорога, по которой не ездили с полгода. Тут жди сьорпризо;в. Колонна остановилась. Спешились со­ ветские десантники и афганские пехотинцы и стали обтекать ущелье справа и слева, карабкаясь вверх по скалам, прикрывая до­ рогу с флангов. А саперы, подготовив свою несложную технику, пошли прямо. Впере­ ди — командир. За ним сержанты Андрей Лоскутов, Виктор Милайкин и рядовой Очил Джураев. Шли уступом, строго соб­ людая дистанцию. Но прежде чем были сделаны первые шаги, каждый из них «по­ пробовал» грунт, стараясь запомнить, на­ сколько податлив он в этих' местах для металлического штыря. На горных дорогах воткнуть щуп практически невозможно. И только там, где грунт был разрыхлен, он входит легче. В этом одна из особен­ ностей работы саперов. Но как найти такое место? По демаскирующим признакам. А их — не счесть. Две-три «подсказки» в инструкции, а остальные — на дороге. Изу­ чай, запоминай, напрягай все свои способ­ ности. Д а еще как! Идет минер, вроде еле ноги переставляет, а куртка на спине мок­ рая. А вот и первая остановка. Сергей заме­ тил перед собой слегка просевший пята­ чок земли. Он почти ничем не отличался от остальной поверхности Дороги. Так, не­ большая вмятина, а сердце почему-то з а ­ частило. Надавил щуп — грунт подался... — Внимание! — предупредил подчинен­ ных командир. Теперь предстояло определить тип пер­ вого взрывоопасного устройства. Кяк уста­ новлено? На что рассчитано? Сергей опу­ стился на колени и осторожно, то одними пальцами, то помогая ножом, стал вскры­ вать грунт. Показалось желтое ребро мины. Он все так же неспешно обнажил весь ее корпус. Затем размотал шнур с привязан­ ной на конце «кошкой», зацепил ее за мину, подал команду всем укрыться и потянул на себя веревку. Мина тут ж е выверну­ лась на дорогу. Сергей выждал пару ми­ нут, подошел к ней и спокойно извлек взрыватель. Теперь она была неопасна. * Мина оказалась итальянской, протнво- транспортной. Ее особенность — пластико­ вый корпус. Металла всего семь граммов. Столько весит боек взрывателя. Поэтому и не реагирует на нее миноискатель. Однако от того, что нашли уже знакомую мину, напряжение не спало. Были случаи, когда на одном участке находили и американ­ ские, и английские, и снаряды, и самодель­ ные фугасы. — Есть мина! — подал голос сержант В. Милайкин. Александрович за него спокоен. Опытный сапер. Но почему-то он не спешил разматы­ вать шнур. Попросил подойти командира взвода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2