Сибирские огни, 1984, № 12
товзвода. начальником технического замы кания, потом, когда освоился, накопил не много опыта, назначили начальником ко лонны. Запомнились ему первые дни службы. Переживал, робел. Как поведут себя с ним г опытные водители, закаленные горными до- ; рогами, вдоволь насмотревшиеся в глаза I опасности? РеЬпил держаться, виду не по давать при любых обстоятельствах, И толь ко было собрался сесть в первую машину, чтобы быть в голове колонны, как подошел водитель рядовой Александр Скрылев; — Товарищ лейтенант, вам лучше пере сесть в другую, поближе к средине... Доро’- га опасная, все может быть... — Вы что мне указываете? —- И сам не помнит, как повысил голос.— Это что же будет,..— Не досказал, осекся. Подошел командир другого взвода старший лейте нант Борис Агафонов, уже разменявший второй год службы. — Не горячись. Если водитель просит — значит, так будет лучше. Ты — командир, ты им живой нужен. На первом же большом привале нащел рядового Скрылева, хотел было извинить ся, да тот опередил его: — Товарищ лейтенант, я не думал ука зывать вам. Меня ребята попросили... Ведь вы новичок. А душманы, они любят по первой машине... Что я потом ребятам ска зал бы?... Уже в том рейсе Владимир почувство вал, как сильно сплочен его новый армей ский коллектив, как велика готовность каж дого солдата и сержанта подставить плечо другу в трудную минуту. Дорога не щадила их. Отдельные рейсы длились по нескольку суток, а то и недель. Ночевали в кабинах и там, где застанет ночь, теряли машины на душмаяских ми нах, попадали под бандитские пули. Одна ко, считает лейтенант, им везло. Никто не погиб. Повезло и на перевале, когда поЧти трое суток просидели под снегом, и в Айбакской долине, когда нужно было, сроч но доставить в госпиталь потерявшего мно го крови афганского мальчишку. ...Рейс начался как всегда удачно. Быст ро погрузили строительные материалы, без особых задержек дошли до поселка Хинд- жан, где живут советские специалисты, по могающие афганцам обслуживать Саланг. Надели на колеса цепи противоскольжения. А дальше все чаще встречные машины вез ли на себе снег. С тревогой поглядывали водители на мрачные горы, затянутые се рыми тучами. Сильный снегопад атаковал их недалеко от перевала. Остановились. Думали пере ждать, но снег все валил и валил. Потом разыгралась вьюга, да такая сильная, что казалось, вот-вот начнет сбрасывать в уще лье машины. На исходе суток сошла снеж ная лавина и накрыла уже завьюженную наполовину колонну... Все это время Владимир находился на ногах. Зная по рассказам очевидцев, сколь коварна и продолжительна бывает здесь непогода, готовился к любым неожиданно стям. Сразу же, когда стало ясно, что за стряли надолго, дал команду подъехать вплотную маш.ина к машине, чтобы легче было поддерживать связь. Затем просле дил, чтобы все водители выключили двига тели. В этих условиях страшнее мороза и вьюги был угарный газ. Смерть могла подкрасться легко, незаметно, вместе со спасительным теплом. Д а и бензобаки — не бездонные бочки. Горючего часа на че тыре хватит. А потом что? Он говорил шоферам; сейчас что-нибудь придумаем. И думал, думал. Посоветовался с одним командиром взвода, с другим. Вспомнил, что бывший его подчиненный рядовой Скрылев — единственный в колон не сибиряк. Уж он-то, наверно, подскажет что-нибудь? А Скрылев рассмеялся: — Конечно, товарищ лейтенант, сибиря ки всю зиму, как медведи, под снегом жи вут.— А 'потом серьезно: — Мы с Тунгое- вым хотели предложить вам одну идею. Давайте выроем рядом с машинами ниши, перекроем их щитами, которые везем в мо ем кузове, и будет нам жилье. А как со греть — придумаем. Вот оно, спасение! Алабушев разделил всех водителей на три группы. Одну воз главил сам, остальные — командиры взво дов. И пошла работа. Нашлись паяльные лампы, котелки, лишние куртки, шинели, притащили сиденья. Обжились. Согрелись, И даж е умудрялись навещать друг друга Для этого нужно было по-пластунски про ползти под машинами, где оставалось^ сво бодное от снега пространство. С едой по лучилось хуже. Сухого пайка хватило на сутки... 21 февраля буран утих. Сверху, от Са- ланга, вслед за бульдозерами пошли пер вые машины, выручая, из снежного плена колонну за колонной. Привезли горячую пищу. Водители подкрепились и как ни в чем не бывало сели за руль. Всем хотелось встретить праздник в Кабуле. Но дорога оказалась настолько коварной, что на один спуск ушло двое суток. Уже в долине, пе ред Карабагом, Алабушев остановил ко лонну, построил людей и поздравил их с годовщиной Советских Вооруженных Сил. Трижды, эхом отдаваясь в холмах, прогре мел ружейный салют... Рассказ о Владимире Алабушеве и его товарищах не будет законченным, если не остановиться еще на одном эпизоде. Он, как мне думается, наиболее полно высвечи вает ту грань характера советского солда та, которую с самого рождения Красной Армии называли человечностью. ...Возвращались в Термез. Ехали на од ной машине вчетвером. Двое — лейтенант Алабушев и рядовой Игамов — в кабине, рядовые Виниченко и Войтенко — в кузо ве. Шли, можно сказать, порожняком, ес ли не считать нескольких ящиков и мешков. На полпути к Айбаку остановили регули ровщики контрольного диспетчерского пунк та. И как всегда: дальше ехать нельзя, аф ганские пехотинцы ведут бой с душманами. Впереди уже стояла колонна рефрижерато ров. Водители, собравшись по нескольку человек, внимательно и настороженно смот рели в ту сторону, откуда доносились при глушенные расстоянием выстрелы и взры вы. В это время на тропе, выбегающей из небольшой рощицы, появился всадник. Он что-то держал на руках, завернутое в серую тряпку, направляя лошадь прямиком к ближайшей группе водителей, уже успев- ■ших об р ати л на него внимание. А когда подъехал ближе, солдаты увидели, что из- под тряпки, местами пропитанной кровью, свисают детские ноги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2