Сибирские огни, 1984, № 12

рабочее время бесплатно отремонтировали несколько локомотивов. Коллективный бес­ платный труд под названием «хашар» из­ вестен и афганцам. В пределах кишлака, аула всем миром возводили они дома, уби­ рали урожай, выносили удобрения на поля, строили арыки, кяризы. Но чтобы на «ха- шар» вышел весь, город, потом много горо­ дов, а потом почти вся страна, да еще в пятницу, когда по закону мусульманин дол­ жен воздерживаться от труда, такого не было. Первый субботник провели студенты К а­ бульского машиностроительного техникума в канун 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Таким вот, чисто советским обычаем решили они отметить юбилей вож ­ дя русской революции, посвятив свой без­ возмездный труд своей, афганской револю­ ции. Это было начало. Потом субботники превратились в общегородские, когда рабо­ тать добровольно на благо общества выхо­ дили и стар и мал, и воины афганской ар­ мии, и царандой. И конечно же, рядом с афганцами трудились советские солдаты... Последний при мне «хашар» прошел под девизом «Городу Кабулу — образцовый революционный порядок!». В нем приняли участие более 200 тысяч жителей столийы. На субботнике было заработано 1 милли­ он 300 тысяч афгани. А если подсчитать все поступления от субботников, учитывая вклад 'других городов и сел, то эта сумма исчисляется сотнями миллионов афгани. Служба советских воинов в Афганиста­ не сложна, трудна, а временами и опасна. Нелегко всем. Но особая тяжесть легла на плечи военных водителей, саперов, верто­ летчиков и медиков. Они, как выразился один мой знакомый журналист, все без исключения оказались на самом острие жиз­ ни. ...Беседую с министром транспорта рес­ публики Ширджаном Маздурьяром. От не­ го уз.наю, что Афганистан несколько десят­ ков лет назад все перевозки осуществлял Б осйовном на верблюдах. Дорог было так мало, и они были столь несовершенны, что по ним с трудом можно было проехать на арбе. Сегодня ДРА располагает 18-ю тыся­ чами километров современных дорог, из которых около 3 тысяч покрыто асфальтом. — Наши враги,— продолжает министр,— навязав нам необъявленную войну, хо, рошо понимали, что значит для нас авто­ мобиль. Поэтому один из своих главных ударов они направили на шоссе. Миниру­ ют, взрывают мосты, нападают на колон­ ны и отдельные грузовики. На что они рас­ считывали — понятно. Парализовать пере­ возки, оставить нас без хлеба, топлива, одежды, оружия. У них все было предус­ мотрено: сколько мостов взорвать, сколько машин сжечь, сколько оставить в целости, чтобы потом самим воспользоваться. Не учли одного — большую часть перевозок взяли на себя советские военные автомоби­ листы. Благодаря им, мы работаем, строим, защищаемся и твердо стоим на своих по­ зициях. И снова немного статистики. До Апрель­ ской революции в Афганистане было всего 200 промышленных предприятий. За четы­ ре года народной власти их число увели­ чилось на 250, большинство из которых строилось с помощью Советского Союза. За это же время экспорт республики в СССР утроился, а импорт возрос на 239 процентов. Привожу эти цифры не ради того, чтобы удивить читателя поистине ге­ роическим взлетом ДРА , хотя тут неволь­ но будешь удивляться, а ради того, чтобы подчеркнуть одну мысль — с таким объе­ мом перевозок Афганистан не Справился бы своими силами, даж е если бы не поте- / рял ни одного автомобиля и даж е если бы удвоил СВОЙ автопарк, И как тут не про­ никнешься чувством гордости и уважения к нашей стране, нашим водителям, взяв­ шим на себя такую великую и благородную заботу. Рассказывая о поездке по север.ным про- | винциям Афганистана, я умышленно опу- I СТИЛ некоторые дорожные эпизоды, чтобы вернуться к ним отдельно. И получилось так, что наша поездка выглядела этаким беззаботным путешествием: едем, смотрим, мирно беседуем. На самом ,деле она была сопряжена с трудностями, а многое из уви­ денного до сегодняшнего дня стоит перед глазами. ' ...Подъезжаем к Баглану. Впереди раз­ валины старого кишлака. Стоп. Дальше нельзя. Обстреляна наливная колонна. Яро­ стно стучит бэтээровский пулемет. От ко­ лонны отделяется и движется прямо на нашу машину красно-желтым дымным фа­ келом пылающий КамАЗ. Быстро сдаем назад, сч>езжаем на обочину. КамАЗ оста­ навливается. Из кабины выскакивает води­ тель и, заслоняясь рукой от огня, пытается открыть борт. Подбегают сослуживцы с ло­ патами, ломиками. Борт открыт. Задняя горящая бочка ухает в кювет. Из открыв­ шейся горловины огненным потоком выли­ вается жидкость, растекаясь сплошным пламенем... По земле катается солдат в за ­ горевшейся куртке. Не кричит. Только ши­ роко раскрывает рот. На него наваливается офицер с шинелью в руках, накрывает, укутывает.... Надо было бы подойти, поговорить с во­ дителями, узнать фамилии, да нельзя за ­ держивать. Потушив машину, колонна тут же трога'ется, потому что сзади уже под­ ходит вторая, а там — третья... Вихрем влетают в кишлак афганские бронетранспортеры с пехотой. Прочесыва­ ют развалины. Никого не находят. Видимо, бандит действовал в одиночку. Подкарау­ лил, выстрелил и скрылся. В последнее время к такой тактике они прибегают все чаще... В Пули-Хумри я познакомился и обстоя­ тельно поговорил с начальником колонны лейтенантом Владимиром Алабушевым. Чем приглянулся мне этот офицер? Он со­ вершал самые сложные и трудные рейсы: Термез — Кабул и обратно. На его счету уже было с десяток переходов через Гинду­ куш. А это, пожалуй, самая ценная строка в характеристике любого автомобилиста. Потом были встречи с другими офицерами. И как показали мои дальнейшие сопостав­ ления, биография Владимира — и граж ­ данская, и военная — во многом схожа с биографиями сослуживцев. ' . Владимир родом из Самарканда. Там живут его родители. А учился на Урале, в Челябинском высшем военном автомо­ бильном инженерном училище. После окон­ чания попросился в Афганистан. Почему? Хотел проверить себя. Был командиром ав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2