Сибирские огни, 1984, № 12
рабочее время бесплатно отремонтировали несколько локомотивов. Коллективный бес платный труд под названием «хашар» из вестен и афганцам. В пределах кишлака, аула всем миром возводили они дома, уби рали урожай, выносили удобрения на поля, строили арыки, кяризы. Но чтобы на «ха- шар» вышел весь, город, потом много горо дов, а потом почти вся страна, да еще в пятницу, когда по закону мусульманин дол жен воздерживаться от труда, такого не было. Первый субботник провели студенты К а бульского машиностроительного техникума в канун 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Таким вот, чисто советским обычаем решили они отметить юбилей вож дя русской революции, посвятив свой без возмездный труд своей, афганской револю ции. Это было начало. Потом субботники превратились в общегородские, когда рабо тать добровольно на благо общества выхо дили и стар и мал, и воины афганской ар мии, и царандой. И конечно же, рядом с афганцами трудились советские солдаты... Последний при мне «хашар» прошел под девизом «Городу Кабулу — образцовый революционный порядок!». В нем приняли участие более 200 тысяч жителей столийы. На субботнике было заработано 1 милли он 300 тысяч афгани. А если подсчитать все поступления от субботников, учитывая вклад 'других городов и сел, то эта сумма исчисляется сотнями миллионов афгани. Служба советских воинов в Афганиста не сложна, трудна, а временами и опасна. Нелегко всем. Но особая тяжесть легла на плечи военных водителей, саперов, верто летчиков и медиков. Они, как выразился один мой знакомый журналист, все без исключения оказались на самом острие жиз ни. ...Беседую с министром транспорта рес публики Ширджаном Маздурьяром. От не го уз.наю, что Афганистан несколько десят ков лет назад все перевозки осуществлял Б осйовном на верблюдах. Дорог было так мало, и они были столь несовершенны, что по ним с трудом можно было проехать на арбе. Сегодня ДРА располагает 18-ю тыся чами километров современных дорог, из которых около 3 тысяч покрыто асфальтом. — Наши враги,— продолжает министр,— навязав нам необъявленную войну, хо, рошо понимали, что значит для нас авто мобиль. Поэтому один из своих главных ударов они направили на шоссе. Миниру ют, взрывают мосты, нападают на колон ны и отдельные грузовики. На что они рас считывали — понятно. Парализовать пере возки, оставить нас без хлеба, топлива, одежды, оружия. У них все было предус мотрено: сколько мостов взорвать, сколько машин сжечь, сколько оставить в целости, чтобы потом самим воспользоваться. Не учли одного — большую часть перевозок взяли на себя советские военные автомоби листы. Благодаря им, мы работаем, строим, защищаемся и твердо стоим на своих по зициях. И снова немного статистики. До Апрель ской революции в Афганистане было всего 200 промышленных предприятий. За четы ре года народной власти их число увели чилось на 250, большинство из которых строилось с помощью Советского Союза. За это же время экспорт республики в СССР утроился, а импорт возрос на 239 процентов. Привожу эти цифры не ради того, чтобы удивить читателя поистине ге роическим взлетом ДРА , хотя тут неволь но будешь удивляться, а ради того, чтобы подчеркнуть одну мысль — с таким объе мом перевозок Афганистан не Справился бы своими силами, даж е если бы не поте- / рял ни одного автомобиля и даж е если бы удвоил СВОЙ автопарк, И как тут не про никнешься чувством гордости и уважения к нашей стране, нашим водителям, взяв шим на себя такую великую и благородную заботу. Рассказывая о поездке по север.ным про- | винциям Афганистана, я умышленно опу- I СТИЛ некоторые дорожные эпизоды, чтобы вернуться к ним отдельно. И получилось так, что наша поездка выглядела этаким беззаботным путешествием: едем, смотрим, мирно беседуем. На самом ,деле она была сопряжена с трудностями, а многое из уви денного до сегодняшнего дня стоит перед глазами. ' ...Подъезжаем к Баглану. Впереди раз валины старого кишлака. Стоп. Дальше нельзя. Обстреляна наливная колонна. Яро стно стучит бэтээровский пулемет. От ко лонны отделяется и движется прямо на нашу машину красно-желтым дымным фа келом пылающий КамАЗ. Быстро сдаем назад, сч>езжаем на обочину. КамАЗ оста навливается. Из кабины выскакивает води тель и, заслоняясь рукой от огня, пытается открыть борт. Подбегают сослуживцы с ло патами, ломиками. Борт открыт. Задняя горящая бочка ухает в кювет. Из открыв шейся горловины огненным потоком выли вается жидкость, растекаясь сплошным пламенем... По земле катается солдат в за горевшейся куртке. Не кричит. Только ши роко раскрывает рот. На него наваливается офицер с шинелью в руках, накрывает, укутывает.... Надо было бы подойти, поговорить с во дителями, узнать фамилии, да нельзя за держивать. Потушив машину, колонна тут же трога'ется, потому что сзади уже под ходит вторая, а там — третья... Вихрем влетают в кишлак афганские бронетранспортеры с пехотой. Прочесыва ют развалины. Никого не находят. Видимо, бандит действовал в одиночку. Подкарау лил, выстрелил и скрылся. В последнее время к такой тактике они прибегают все чаще... В Пули-Хумри я познакомился и обстоя тельно поговорил с начальником колонны лейтенантом Владимиром Алабушевым. Чем приглянулся мне этот офицер? Он со вершал самые сложные и трудные рейсы: Термез — Кабул и обратно. На его счету уже было с десяток переходов через Гинду куш. А это, пожалуй, самая ценная строка в характеристике любого автомобилиста. Потом были встречи с другими офицерами. И как показали мои дальнейшие сопостав ления, биография Владимира — и граж данская, и военная — во многом схожа с биографиями сослуживцев. ' . Владимир родом из Самарканда. Там живут его родители. А учился на Урале, в Челябинском высшем военном автомо бильном инженерном училище. После окон чания попросился в Афганистан. Почему? Хотел проверить себя. Был командиром ав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2