Сибирские огни, 1984, № 12

На месте журавлей вырастают... порто­ вые краны... Начальник порта майор Гульширин по­ казывает нам свое хозяйство. Идем по при­ чалу, у которого разгружаются самоходные баржи. Узнаю, что на них. доставлены гру­ зы не только из Советского Союза и демо­ кратических стран, но и товары из неко­ торых капиталистических государств, кото­ рые продолжают активную торговлю с де­ мократическим Афганистаном. Поражает обилие грузов. Они тут же кранами и докерами переносятся на авто­ мобили. Транспорта явно не хватает. Часть контейнеров, всевозможных ящиков, тю­ ков складывается на берегу. — За день обрабатываем до двадца­ ти судов,— рассказывает майор Гульширин, поглаживая свои пышные усы. Он явно гордится тем, что грузооборот порта по сравнению с дореволюционным возрос в несколько раз, что порт реконструирует­ ся. Конечно, ему, кадровому военному, хо­ телось бы, как и раньше, командовать пол­ ком, сражаться с душманами. Но партия сказала, что порт — тоже место борьбы за новую жизнь. И он согласился. И ста­ рается по-военному честно выполнять свои обязанности. Хайратон готовился стать второй афган­ ской железнодорожной станцией. Заверша­ лось строительство железнодорожно-авто­ мобильного моста через реку Амударью, укладывалась 10-километровая стальная ко­ лея. А где же первая станция? Раньше я как- то не придавал этому значения. Ведь все время считалось, что в Афганистане нет железных дорог, и с этим все свыклись. Оказывается, первые стальные километры по территории Афганистана были проло­ жены от нашего пограничного города Куш­ ка до поселка Тургунди. А если быть более точным, то первые рельсы афганцы увиде­ ли в 20-е годы, у себя в Кабуле, когда бы­ ла построена шестикилометровая железная дорога от королевского дворца до центра города. Правда, никто не знает, для каких целей строилась она. Скорее всего — дань моде, которая оказалась непопулярной и вскоре отправилась на свалку. В середине 70-х годов в Афганистане вновь заговорили о железной дороге. При содействии Ирана начал составляться про­ ект строительства стальной магистрали, ко­ торая должна была пройти через всю страну с запада на восток. Однако стои­ мость такого строительства была столь ве­ лика и сопряжена с такими техническими трудностями, что проект так и остался на бумаге.... Сегодня в Хайратоне идет напряженная работа. Возводятся складские помещения будущей перевалочной базы, оборудуются подъездные пути. Но главное внимание естественно, уделяется мосту. Построить его через такую своенравную реку, как Амударья, которая в любое время может изменить свое русло, не так-то просто. Аф­ ганцам помогают советские специалисты. Несмотря на трудности — больше всего донимает изнурительная ж а р а,-- они ра­ ботают по-ударному, с присущим советско­ му человеку оптимизмом и задором. 800- метровый мост уверенно -Яриближается к афганской земле. Одновременно готовятся национальные кадры железнодорожников. Часть из них,' более высокой квалификации,— в СССР^ остальные-— в Тургунди. ’■ — Железнодорожников пока у нас мало,, — говорит Садеки,— Их не наберется и двух сотен. Но мы верим, что придет день,, когда стальная колея пересечет всю стра­ ну. Начало тому положено. И тогда про-ь фессия железнодорожника будет такой же' распространенной, как сегодня водитель, А еще я думаю о том, что афганец непре­ менно побывает в космосе. У нас немало храбрых летчиков. Они смело покоряют не­ бо, могут подняться и выше. Мы стоим с Мухаммадом на берегу Амударьи. У ног бурлит, волнуется, бьется; река, хотя никакой прохлады не ощущаешь,; А дальше, где горизонт сходится с зем­ лей, зеленеют пригороды Термеза. Это: уже моя Родина... Садеки замечает мой взгляд, понимаю­ ще улыбается: — Хорошие у нас соседи. И за себя по­ стоять могут, и других в обиду не дадут.:. ИНАЧЕ НЕ МОГЛИ У меня иногда спрашивают: часто ли я встречал в Афганистане советских сол­ дат и чем они там занимаются. И почти всегда с хитринкой в глазах: дескать, все равно не скажете, тайна. В таких случаях я говорю, что никакой тайны тут нет. Ви­ дел, но не всегда, потому что их количест­ во ограничено и задача, как заявило наше правительство, у них предельно ясна — со­ действовать афганцам в отражении агрес­ сии извне. Советские солдаты совместно с афганскими воинами охраняют важные магистрали и промышленные объекты, раз­ минируют дороги и перевозят грузы, зани­ маются боевой учебой и передают свой опыт афганским товарищам по оружию. Нередко, вернувшись из похода или уче­ ний, помогают мирному населению в самых мирных делах. ...В провинции Джелалабад, в одном ма­ леньком городке, каких здесь немало, на фоне изрядно запущенных домов заметно выделялась школа. Побелена, покрашена, с обновленной вывеской и прибранным дво­ ром. Сразу подумалось: как удалось в та­ кой, почти фронтовой обстановке сохра­ нить ее в хорошем состоянии? Оказалось, над школой шефствуют советские солдаты. Замполит расквартированной здесь роты старший лейтенант Анатолий Леонов, креп­ ко сбитый сибиряк с юным лицом и не по годам глубокими складками над переноси­ цей, все объяснил просто: — К школе у нас особое отношение, ведь там учатся беззащитные дети. До на­ шего прихода она пустовала. Бандиты об­ стреляли ее из гранатомета, подожгли. Мы сказали учителям и ребятишкам: ' можете заниматься спокойно. Наших воинов встретили в городке на­ стороженно: кто знает, с какими намере­ ниями они пришли? Но вскоре поняли — с самыми добрыми: помогли отремонтиро­ вать школу, собрать и вывезти урожай цит­ русовых, по ночам охраняют. А потом был случай, после которого и вовсе развеялись всякие сомнения. Об этом рассказывает командир пулеметного взвода прапорщик Валерий Алексеев:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2