Сибирские огни, 1984, № 12
На месте журавлей вырастают... порто вые краны... Начальник порта майор Гульширин по казывает нам свое хозяйство. Идем по при чалу, у которого разгружаются самоходные баржи. Узнаю, что на них. доставлены гру зы не только из Советского Союза и демо кратических стран, но и товары из неко торых капиталистических государств, кото рые продолжают активную торговлю с де мократическим Афганистаном. Поражает обилие грузов. Они тут же кранами и докерами переносятся на авто мобили. Транспорта явно не хватает. Часть контейнеров, всевозможных ящиков, тю ков складывается на берегу. — За день обрабатываем до двадца ти судов,— рассказывает майор Гульширин, поглаживая свои пышные усы. Он явно гордится тем, что грузооборот порта по сравнению с дореволюционным возрос в несколько раз, что порт реконструирует ся. Конечно, ему, кадровому военному, хо телось бы, как и раньше, командовать пол ком, сражаться с душманами. Но партия сказала, что порт — тоже место борьбы за новую жизнь. И он согласился. И ста рается по-военному честно выполнять свои обязанности. Хайратон готовился стать второй афган ской железнодорожной станцией. Заверша лось строительство железнодорожно-авто мобильного моста через реку Амударью, укладывалась 10-километровая стальная ко лея. А где же первая станция? Раньше я как- то не придавал этому значения. Ведь все время считалось, что в Афганистане нет железных дорог, и с этим все свыклись. Оказывается, первые стальные километры по территории Афганистана были проло жены от нашего пограничного города Куш ка до поселка Тургунди. А если быть более точным, то первые рельсы афганцы увиде ли в 20-е годы, у себя в Кабуле, когда бы ла построена шестикилометровая железная дорога от королевского дворца до центра города. Правда, никто не знает, для каких целей строилась она. Скорее всего — дань моде, которая оказалась непопулярной и вскоре отправилась на свалку. В середине 70-х годов в Афганистане вновь заговорили о железной дороге. При содействии Ирана начал составляться про ект строительства стальной магистрали, ко торая должна была пройти через всю страну с запада на восток. Однако стои мость такого строительства была столь ве лика и сопряжена с такими техническими трудностями, что проект так и остался на бумаге.... Сегодня в Хайратоне идет напряженная работа. Возводятся складские помещения будущей перевалочной базы, оборудуются подъездные пути. Но главное внимание естественно, уделяется мосту. Построить его через такую своенравную реку, как Амударья, которая в любое время может изменить свое русло, не так-то просто. Аф ганцам помогают советские специалисты. Несмотря на трудности — больше всего донимает изнурительная ж а р а,-- они ра ботают по-ударному, с присущим советско му человеку оптимизмом и задором. 800- метровый мост уверенно -Яриближается к афганской земле. Одновременно готовятся национальные кадры железнодорожников. Часть из них,' более высокой квалификации,— в СССР^ остальные-— в Тургунди. ’■ — Железнодорожников пока у нас мало,, — говорит Садеки,— Их не наберется и двух сотен. Но мы верим, что придет день,, когда стальная колея пересечет всю стра ну. Начало тому положено. И тогда про-ь фессия железнодорожника будет такой же' распространенной, как сегодня водитель, А еще я думаю о том, что афганец непре менно побывает в космосе. У нас немало храбрых летчиков. Они смело покоряют не бо, могут подняться и выше. Мы стоим с Мухаммадом на берегу Амударьи. У ног бурлит, волнуется, бьется; река, хотя никакой прохлады не ощущаешь,; А дальше, где горизонт сходится с зем лей, зеленеют пригороды Термеза. Это: уже моя Родина... Садеки замечает мой взгляд, понимаю ще улыбается: — Хорошие у нас соседи. И за себя по стоять могут, и других в обиду не дадут.:. ИНАЧЕ НЕ МОГЛИ У меня иногда спрашивают: часто ли я встречал в Афганистане советских сол дат и чем они там занимаются. И почти всегда с хитринкой в глазах: дескать, все равно не скажете, тайна. В таких случаях я говорю, что никакой тайны тут нет. Ви дел, но не всегда, потому что их количест во ограничено и задача, как заявило наше правительство, у них предельно ясна — со действовать афганцам в отражении агрес сии извне. Советские солдаты совместно с афганскими воинами охраняют важные магистрали и промышленные объекты, раз минируют дороги и перевозят грузы, зани маются боевой учебой и передают свой опыт афганским товарищам по оружию. Нередко, вернувшись из похода или уче ний, помогают мирному населению в самых мирных делах. ...В провинции Джелалабад, в одном ма леньком городке, каких здесь немало, на фоне изрядно запущенных домов заметно выделялась школа. Побелена, покрашена, с обновленной вывеской и прибранным дво ром. Сразу подумалось: как удалось в та кой, почти фронтовой обстановке сохра нить ее в хорошем состоянии? Оказалось, над школой шефствуют советские солдаты. Замполит расквартированной здесь роты старший лейтенант Анатолий Леонов, креп ко сбитый сибиряк с юным лицом и не по годам глубокими складками над переноси цей, все объяснил просто: — К школе у нас особое отношение, ведь там учатся беззащитные дети. До на шего прихода она пустовала. Бандиты об стреляли ее из гранатомета, подожгли. Мы сказали учителям и ребятишкам: ' можете заниматься спокойно. Наших воинов встретили в городке на стороженно: кто знает, с какими намере ниями они пришли? Но вскоре поняли — с самыми добрыми: помогли отремонтиро вать школу, собрать и вывезти урожай цит русовых, по ночам охраняют. А потом был случай, после которого и вовсе развеялись всякие сомнения. Об этом рассказывает командир пулеметного взвода прапорщик Валерий Алексеев:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2