Сибирские огни, 1984, № 12
час, магистраль уже была оживленной Дуашла колонна бензовозов, проползло не сколько переполненных автобусов. Дорога прямая и внешне спокойная, бежала по зеленой равнине, разбитой на множество разных по размеру участков. Это были I крестьянские наделы. Вскоре клочки сме нились широким массивом, видимо, принад лежащим местному кооперативу. Проеха ли кишлак, не встретив ни одного челове ка. Впереди лежали горы, манящие и тре вожные. Подъехали к остановившейся колонне автофургонов. На бортах крупные надписи арабскими и латинскими буквами «АФСОТР» Такие машины я встречал мно го раз. Они принадлежат совместной афгано-советской транспортной компании по перевозке государственных и частных грузов и товаров соседних государств. Компания оснащена советскими автомоби лями, имеет неплохую ремонтную базу, пе ревалочные пункты, благоустроенное жилье для обслуживающего персонала и дает не малую прибыль государству. Мы вышли и поздоровались с водителями. Мухаммад Садеки поинтересовался само чувствием шоферов, погодой на Саланге В ответ услышали: «Все отлично!». . На одном из фургонов бросилась в глаза длинная неровная строчка. Видно, обстре ляли из пулемета. Непроизвольно вырва лось; где? — И сами не знаем,— недоумевал один из водителей.— Выстрелов не слышали Может, уже здесь, на равнине? А в горах обязательно услышали бы. Эхо сильное... Садеки помрачнел. После разгрома банд в Панджшерсхом ущелье, когда душманы пытались нарушить движение даж е через Саланг, там стало спокойней. И вот первый неприятный сигнал. Мухаммад Ясин не скрывал, что обста новка в зоне все еще остается напряжен ной. Уничтожено и взято в плен более ты сячи бандитов, но оставшиеся терроризи руют местное население. Н а' одном из небольших подъемов обог нали поразительный грузовик с высокими расписными бортами. Сзади, уцепившись за скобу и поставив одну ногу на буксирный крюк, висел человек. Наш водитель не удержался, посигналил. Человек и глазом не повел. — Келинар,— пояснил Садеки.— Ученик ...Автомобильный парк Афганистана са мый разнообразный. Все машины зарубеж ные, среди которых немало наших. Афган цам понравились ЗИЛы , ГАЗики, «Вол га» ГАЗ-21 за выносливость, скорость, до ступность и простоту в обслуживании. Много машин принадлежит государству, но и много — частным владельцам. И если государственные остаются без изменения, то частные преображаются до неузнавае мости. Во-первых, будущий хозяин грузо вика старается купить его подешевле. Ему совершенно не нужны, на его взгляд, тес ная кабина и маленький кузов. Это учиты вали в свое время зарубежные фирмы и по ставляли в страну только шасси и двигате ли. Затем в небольших мастерских делались вместительная кабина, порой до шести мест, и огромный кузов. Во-вторых, води тель — это, как правило, вчерашний кочев ник. Он еще не лишен всевозможных пред рассудков и смотрит на автомобиль, как на существо, которое надо одухотворить и по- стоянно_ ограждать от самых неожиданных напастей: злых духов, дурного глаза, шай тана. Вот и становится он художником и дает волю своей неуемной фантазии: рису ет, пишет, прибивает, привязывает, уста навливает. В итоге на машине можно про читать изречения из корана, увидеть мно жество флажков и зеркал, чеканку и са мые экзотические рисунки, ощутить на себе взгляд «всевидящего» ока. А что же делает тот человек, который «висит» сзади? Оказывается, таким вот об разом он проходит шоферскую науку: муже ственно заглядывает в бездны, закаляется в дождь и снег. Он грузчик, сторож, мой- ьцта, смазчик и зазывала пассажиров. Но почему его место именно сзади? А это на тот случай, если на подъеме за глохнет мотор или откажут тормоза. Уче ник обязан успеть подложить под колеса деревянные клинья... Я уже заметил, что афганцы любят ез дить с риском. И не только водители, но и пассажиры. Стоят в кузове, сидят на бор тах, свесив ноги, или на кабине. Машины часто обгоняют друг друга, много сигна лят. Но случись у кого-нибудь из шоферов непредвиденная остановка, как тут ж е его окружают совершенно незнакомые автомо билисты и наперебой предлагают свои ус- ■'’У™. шоферская солидарность высока. Мы ехали на юг. С каждым километром Приближался Саланг. Но обстоятельства складывались так, что ни тогда, ни потом мне не пришлось пересечь его. Жалею, ко нечно. Судя по рассказу Ольшайского, ощущение неповторимое. Особенно когда машина начинает «вкручиваться» в Гин дукуш, когда при разъездах принимает чуточку вправо и оказывается на краю бездны, от которой не то что дух захваты вает, а слегка подташнивает. Побывав на Саланге, начинаешь ощущать, понимать цену того подвига, который со вершили строители, превратив верблюжью тропу в широкую дорогу. И только изме рить эту цену нечем. Нет такого эталона. Как и нечем отблагодарить. Может, вы- ^ т ь имена всех строителей на скалах’ Пусть люди читают, помнят. Николай Михайлович сказал об этом Са деки. Он согласился. Памятника покорите лям Саланга, если не считать сам Саланг еще нет. Но будет. Обязательно. Как и многим другим героям республики. Вот только с бандитами надо покончить. Небольшой городок Пули-Хумри, куда мы вскоре приехали, утопал в зелени. З а строен преимущественно одноэтажными до мами. Много дуканов. Часто встречаются двухколесные повозки, запряженные осли ками или пони. ' — Местные такси,— пошутил водитель нашей машины. Шутка-правда, Таким транспортом здесь пользуются многие жители. Еще при подъезде к городу бросилась в глаза громада элеватора и дымящий це ментный завод. С одной стороны, они как- то не вписывались в местный пейзаж а с другой — как же все-таки здорово ви деть на этой земле заводские трубы! — Наша провинция,— рассказывал сек ретарь городского комитета НДПА Назир, — Традиционно считалась аграрной, а теперь вошла в число наиболее промышлен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2