Сибирские огни, 1984, № 12

час, магистраль уже была оживленной Дуашла колонна бензовозов, проползло не­ сколько переполненных автобусов. Дорога прямая и внешне спокойная, бежала по зеленой равнине, разбитой на множество разных по размеру участков. Это были I крестьянские наделы. Вскоре клочки сме­ нились широким массивом, видимо, принад­ лежащим местному кооперативу. Проеха­ ли кишлак, не встретив ни одного челове­ ка. Впереди лежали горы, манящие и тре­ вожные. Подъехали к остановившейся колонне автофургонов. На бортах крупные надписи арабскими и латинскими буквами «АФСОТР» Такие машины я встречал мно­ го раз. Они принадлежат совместной афгано-советской транспортной компании по перевозке государственных и частных грузов и товаров соседних государств. Компания оснащена советскими автомоби­ лями, имеет неплохую ремонтную базу, пе­ ревалочные пункты, благоустроенное жилье для обслуживающего персонала и дает не­ малую прибыль государству. Мы вышли и поздоровались с водителями. Мухаммад Садеки поинтересовался само­ чувствием шоферов, погодой на Саланге В ответ услышали: «Все отлично!». . На одном из фургонов бросилась в глаза длинная неровная строчка. Видно, обстре­ ляли из пулемета. Непроизвольно вырва­ лось; где? — И сами не знаем,— недоумевал один из водителей.— Выстрелов не слышали Может, уже здесь, на равнине? А в горах обязательно услышали бы. Эхо сильное... Садеки помрачнел. После разгрома банд в Панджшерсхом ущелье, когда душманы пытались нарушить движение даж е через Саланг, там стало спокойней. И вот первый неприятный сигнал. Мухаммад Ясин не скрывал, что обста­ новка в зоне все еще остается напряжен­ ной. Уничтожено и взято в плен более ты­ сячи бандитов, но оставшиеся терроризи­ руют местное население. Н а' одном из небольших подъемов обог­ нали поразительный грузовик с высокими расписными бортами. Сзади, уцепившись за скобу и поставив одну ногу на буксирный крюк, висел человек. Наш водитель не удержался, посигналил. Человек и глазом не повел. — Келинар,— пояснил Садеки.— Ученик ...Автомобильный парк Афганистана са­ мый разнообразный. Все машины зарубеж­ ные, среди которых немало наших. Афган­ цам понравились ЗИЛы , ГАЗики, «Вол­ га» ГАЗ-21 за выносливость, скорость, до­ ступность и простоту в обслуживании. Много машин принадлежит государству, но и много — частным владельцам. И если государственные остаются без изменения, то частные преображаются до неузнавае­ мости. Во-первых, будущий хозяин грузо­ вика старается купить его подешевле. Ему совершенно не нужны, на его взгляд, тес­ ная кабина и маленький кузов. Это учиты­ вали в свое время зарубежные фирмы и по­ ставляли в страну только шасси и двигате­ ли. Затем в небольших мастерских делались вместительная кабина, порой до шести мест, и огромный кузов. Во-вторых, води­ тель — это, как правило, вчерашний кочев­ ник. Он еще не лишен всевозможных пред­ рассудков и смотрит на автомобиль, как на существо, которое надо одухотворить и по- стоянно_ ограждать от самых неожиданных напастей: злых духов, дурного глаза, шай­ тана. Вот и становится он художником и дает волю своей неуемной фантазии: рису­ ет, пишет, прибивает, привязывает, уста­ навливает. В итоге на машине можно про­ читать изречения из корана, увидеть мно­ жество флажков и зеркал, чеканку и са­ мые экзотические рисунки, ощутить на себе взгляд «всевидящего» ока. А что же делает тот человек, который «висит» сзади? Оказывается, таким вот об­ разом он проходит шоферскую науку: муже­ ственно заглядывает в бездны, закаляется в дождь и снег. Он грузчик, сторож, мой- ьцта, смазчик и зазывала пассажиров. Но почему его место именно сзади? А это на тот случай, если на подъеме за ­ глохнет мотор или откажут тормоза. Уче­ ник обязан успеть подложить под колеса деревянные клинья... Я уже заметил, что афганцы любят ез­ дить с риском. И не только водители, но и пассажиры. Стоят в кузове, сидят на бор­ тах, свесив ноги, или на кабине. Машины часто обгоняют друг друга, много сигна­ лят. Но случись у кого-нибудь из шоферов непредвиденная остановка, как тут ж е его окружают совершенно незнакомые автомо­ билисты и наперебой предлагают свои ус- ■'’У™. шоферская солидарность высока. Мы ехали на юг. С каждым километром Приближался Саланг. Но обстоятельства складывались так, что ни тогда, ни потом мне не пришлось пересечь его. Жалею, ко­ нечно. Судя по рассказу Ольшайского, ощущение неповторимое. Особенно когда машина начинает «вкручиваться» в Гин­ дукуш, когда при разъездах принимает чуточку вправо и оказывается на краю бездны, от которой не то что дух захваты ­ вает, а слегка подташнивает. Побывав на Саланге, начинаешь ощущать, понимать цену того подвига, который со­ вершили строители, превратив верблюжью тропу в широкую дорогу. И только изме­ рить эту цену нечем. Нет такого эталона. Как и нечем отблагодарить. Может, вы- ^ т ь имена всех строителей на скалах’ Пусть люди читают, помнят. Николай Михайлович сказал об этом Са­ деки. Он согласился. Памятника покорите­ лям Саланга, если не считать сам Саланг еще нет. Но будет. Обязательно. Как и многим другим героям республики. Вот только с бандитами надо покончить. Небольшой городок Пули-Хумри, куда мы вскоре приехали, утопал в зелени. З а ­ строен преимущественно одноэтажными до­ мами. Много дуканов. Часто встречаются двухколесные повозки, запряженные осли­ ками или пони. ' — Местные такси,— пошутил водитель нашей машины. Шутка-правда, Таким транспортом здесь пользуются многие жители. Еще при подъезде к городу бросилась в глаза громада элеватора и дымящий це­ ментный завод. С одной стороны, они как- то не вписывались в местный пейзаж а с другой — как же все-таки здорово ви­ деть на этой земле заводские трубы! — Наша провинция,— рассказывал сек­ ретарь городского комитета НДПА Назир, — Традиционно считалась аграрной, а теперь вошла в число наиболее промышлен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2