Сибирские огни, 1984, № 12
в. г ригорьев КАК ОТКРЫВАЕШЬ СТРАНУ Афганистан глазами очевидца сим вол ДРУЖБЫ — САЛАНГ Впервые дорогу из Пули-Хумри в Кабул я заметил, когда летел в Афганистан. По том еще несколько раз пролетал над эти ми местами. И всегда неожиданно, как на важдение, бросалась в глаза одна и та же картина; громоздятся скалы, покрытые снегом, плывут облака. И вдруг совсем р я дом сверкнет извилистая лента асфальта, оборвется, уйдя под каменную гору, поя вится снова. Бегут грузовики, бензовозы... Я почему-то готов был увидеть здесь что угодно, но только не шоссе. Я не знал, кто построил его? Когда? Вопросы вполне естественные. Но, засло ненные другими, более важными делами, тогда они уходили на второй план, как бы ожидая подходящего случая. И вот од нажды, встретившись с самими участни ками строительства дороги, с водителями, «оторые по нескольку раз в месяц преодо левают эти заоблачные высоты, я услышал интересную историю покорения Гиндукуша. ...Когда-то северные провинции Афгани стана были связаны с Кабулом верблюжьей тропой. 380-1километровый путь отнимал более десяти суток. И недалеко, а долго. Страна уже не могла идти таким шагом. Требовалось ускорение. И виделось оно в первую очередь в строительстве дороги, по которой можно было бы пустить машины. Пусть пока еще купленные за границей, но машины. На просьбу афганского правительства от кликнулись многие европейские государ ства. Но особое усердие проявили италь янцы и западногерманские немцы. Они проработали в горах несколько месяцев. С присущей им педантичностью обследова ли перевал, замерили, подсчитали и... стро ить дорогу отказались. Слишком неприступ ным показался им Гиндукуш. Страшили Окончание. Н ачало в №№ 10, 11. 130 сложные климатические условия; от недо статка кислорода гибли собаки, снежны! покров местами достигал десятиметрово! толщины. Тогда обратились за помощью к Совет ско.му Союзу. А через пять лет афганца при технциеском содействии СССР откры. ли автомобильную дорогу через перева: Замистан — самую высокогорную в мире (Крестовый . перевал боенно-Грузинско! дороги лежит на тысячу метров ниже.) Зарубежные гости, побывавшие здесь, на. звали ее чудом, а строителей — героями И было отчего. Верхняя точка шоссе про легла на высоте 3.363 метра. Строител! возвели около сорока мостов, несколькь сот малых инженерных сооружений, 22 ла винозащитные галереи и пробили ночи трехкилометровый тоннель через Саланг Путь из Кабула в' Пули-Хумри сократил ся на 200 километров, а по времени — г десятки раз. Сотни советских механиков бульдозеристов, подрывников, проходчиков бетонщиков и более 500 водителей работа ло здесь. А рядом с ними трудились, пере нимая опыт, вчерашние скотоводы, дехка не, торговцы. Их было более двух тысяч Все они получили специальность, по.полш 1 ли ряды рабочего класса. — Саланг всегда будет символом друж бы, братских бескорыстных отношений на ших стран,— говорил мне при встрече на чальник управления северных дорог ДР} полковник Бардак. Говорил искренне, с ве ЛИКОЙ признательностью, как человек, кото рый четверть века назад сам принима; участие в покорении перевала. Вместе со строительством Саланга со ветские специалисты помогали прокладывап еще одну дорогу — Кушка — Герат - Кандагар, протяженностью 680 километров Эта автострада охватила западную и юж яую части страны большой дугой, прореза-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2