Сибирские огни, 1984, № 12

в. г ригорьев КАК ОТКРЫВАЕШЬ СТРАНУ Афганистан глазами очевидца сим вол ДРУЖБЫ — САЛАНГ Впервые дорогу из Пули-Хумри в Кабул я заметил, когда летел в Афганистан. По­ том еще несколько раз пролетал над эти­ ми местами. И всегда неожиданно, как на­ важдение, бросалась в глаза одна и та же картина; громоздятся скалы, покрытые снегом, плывут облака. И вдруг совсем р я­ дом сверкнет извилистая лента асфальта, оборвется, уйдя под каменную гору, поя­ вится снова. Бегут грузовики, бензовозы... Я почему-то готов был увидеть здесь что угодно, но только не шоссе. Я не знал, кто построил его? Когда? Вопросы вполне естественные. Но, засло­ ненные другими, более важными делами, тогда они уходили на второй план, как бы ожидая подходящего случая. И вот од­ нажды, встретившись с самими участни­ ками строительства дороги, с водителями, «оторые по нескольку раз в месяц преодо­ левают эти заоблачные высоты, я услышал интересную историю покорения Гиндукуша. ...Когда-то северные провинции Афгани­ стана были связаны с Кабулом верблюжьей тропой. 380-1километровый путь отнимал более десяти суток. И недалеко, а долго. Страна уже не могла идти таким шагом. Требовалось ускорение. И виделось оно в первую очередь в строительстве дороги, по которой можно было бы пустить машины. Пусть пока еще купленные за границей, но машины. На просьбу афганского правительства от­ кликнулись многие европейские государ­ ства. Но особое усердие проявили италь­ янцы и западногерманские немцы. Они проработали в горах несколько месяцев. С присущей им педантичностью обследова­ ли перевал, замерили, подсчитали и... стро­ ить дорогу отказались. Слишком неприступ­ ным показался им Гиндукуш. Страшили Окончание. Н ачало в №№ 10, 11. 130 сложные климатические условия; от недо статка кислорода гибли собаки, снежны! покров местами достигал десятиметрово! толщины. Тогда обратились за помощью к Совет ско.му Союзу. А через пять лет афганца при технциеском содействии СССР откры. ли автомобильную дорогу через перева: Замистан — самую высокогорную в мире (Крестовый . перевал боенно-Грузинско! дороги лежит на тысячу метров ниже.) Зарубежные гости, побывавшие здесь, на. звали ее чудом, а строителей — героями И было отчего. Верхняя точка шоссе про легла на высоте 3.363 метра. Строител! возвели около сорока мостов, несколькь сот малых инженерных сооружений, 22 ла винозащитные галереи и пробили ночи трехкилометровый тоннель через Саланг Путь из Кабула в' Пули-Хумри сократил ся на 200 километров, а по времени — г десятки раз. Сотни советских механиков бульдозеристов, подрывников, проходчиков бетонщиков и более 500 водителей работа ло здесь. А рядом с ними трудились, пере нимая опыт, вчерашние скотоводы, дехка не, торговцы. Их было более двух тысяч Все они получили специальность, по.полш 1 ли ряды рабочего класса. — Саланг всегда будет символом друж бы, братских бескорыстных отношений на ших стран,— говорил мне при встрече на чальник управления северных дорог ДР} полковник Бардак. Говорил искренне, с ве ЛИКОЙ признательностью, как человек, кото рый четверть века назад сам принима; участие в покорении перевала. Вместе со строительством Саланга со­ ветские специалисты помогали прокладывап еще одну дорогу — Кушка — Герат - Кандагар, протяженностью 680 километров Эта автострада охватила западную и юж яую части страны большой дугой, прореза-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2