Сибирские огни, 1984, № 12
по ЯГУНУ ...Наша колонна из трех тягачей торопи лась к монтажникам на 133 номер Ягун- ской плошади. Там необходимо было по мочь передвинуть буровую установку. В то зимнее утро небо было серым. Стол бик термометра опускался вниз, прижимая цифру «30». Тягачи без устали неслись вперед, бодро выстукивая траками. Нижневартовская, Коголымская дороги. Сколько раз приходилось по ним утрамбо вывать землю? И вспомййть трудно. Зна ком здесь каждый поворот, яма, мостик. В кабине тепло, и монотонное гудение мо тора, убаюкивая, навевает воспоминания.... Еше недавно Ягунская площадь являла собой зрелище унылое. На заболоченной, поросшей чахлыми сосенками и утыканной озерцами местности изредка там, где хоть сколько-нибудь потверже, виднелись то ненькие извилистые линии дорог да, огла шая округу криком, носились одинокие вороны. Лишь буровые установки, возвы шаясь на небольших гривах, как-то «обла гораживали» тайгу. День к этому времени разгулялся, вытес нив с неба дымчатую поволоку. Отмахав полторы сотни километров, мы останови лись. В ушах по-прежнему стоял грохот и скрежет металла, ныла спина. Минут за десять перекусили, немного размялись, и снова в кабины. Шестой час вечера, но по-прежнему летит лента дороги, только уже навстре!чу свету фар. Лучи прожекторов выуживают пово роты и мосты, и, кажется, не будет конца нашему маршруту. На ведущей машине — Валентин Надейкин, несколько последних лет колесивший по Ягуну, так что шли за ДИМ спокойно, не опасаясь заблудиться. Вторым был я, замыкающим — Андрей Тропин, самый молодой из нас. Молодой, но успела тайга и ему дать уроки. Случи лось это несколько лет назад, в середине мая, на Вачиме. Оживали ручьи, бурные потоки застоявшейся воды пробивали себе путь, сокрушая переправы, отрезая этим 14-й номер от основной твердой дороги. Вот тогда Андрей и решил выгнать АТС на надежное место: не стоять ж е трехсот сильному тягачу, притесненному озерами, до следующей зимы. Первый ручей проскочил удачно: машина проваливалась в ямы, но двигатель прово рачивал гусеницы натужно, и они, цепля ясь за еще не разрушенную твердь, «если четырнадцатитонную махину. На втором ручье тягач сильно накренило, и он плюх нулся в яму. Запузырилась болотная жи жа, железный богатырь беспомощно забол тал гусеницами, траки крошили мерзлоту. Вода медленно заполняла кабину. Послы шался скрежет: обрезало болты на главном фрикционе, булькала вода, поднявшаяся уже на сиденья. «Все,— подумал Тропин, — отъездился. Эх, на денек раньше, про скочил бы!» «Спокойно, спокойно. Главное, не волно ваться»,— успокаивал себя Андрей. Он вы лез через люк из кабины и заспешил на бу ровую. Промаялся там кое-как ночь. Утром, взяв необходимые запчасти, заспешил на помощь машине. Не заметил, кад преодо лел семикилометровый путь,-*^^'торопился вернуть жизнь тягачу. Работал по локоть в воде. Пальцы стыли, не слушались. Движения становились не. четкими. Стараясь унять дрожь в руках, 0 8 прятал их под одежду, дул на кончики онемевших пальцев. И так час за часом, день за днем, согреваясь лишь при ходьбе на буровую и урывками отдыхая в балке Спустя пять дней ремонт был закончен Но тут ж е насторожило другое: «А вдруг, подсели аккумуляторы, электррпроводка-, то в воде. Как же запустить двигатель?»' Прокачав в топливной системе воздух, он нажал кнопку, и послышалось жужжа- ние маслозакачивающего насоса. Стрелка прибора давления поползла вверх, порав нявшись с цифрой «семь», застыла, словно наткнулась на невидимую преграду. Так, вроде порядок. А если все ж е не заведется? Рука почувствовала озноб, затаилось дыха ние. Большим пальцем - включил стартер. Послышался его визг, а, следом грохот дви гателя. Двенадцать поршней пришло' в движение. Никогда еще звуки их грубой оглушающей песни не были такими желан ными и дорогими. Выпустив до конца лебедочный трос а нарастив его, зацепился за ближайшее — в обхват — дерево, выехал на твердое ме сто. Здесь до следующей зимы АТС и про стоял. Д а, на Вачиме Андрею не удалось, пробиться до основной дороги, но зато на всегда постиг мудрость, что за все надо платить... Под этим «все» подразумеваются ошибки. И платить надо временем, ценой больших усилий. И еще из ошибок можно извлечь полезный, пусть и горький опыт, тот самый, что принято называть надеж ным помощником в беде. Наконец, впереди замаячили очертания вышки, поодаль виднелись контуры балков. Это и был 133-й номер. А завтра по рации получили другой при каз: нужно помочь перетащить вышку на р-128. Что ж, надо — значит, надо! Про должим наш марш-бросок еще на шестьде сят километров. На 128-й трудилась брига да Виктора Быкова. Монтажники у него — народ бывалый, порой грубоватый, но доб рый. Знаю я их давно. Каждого, кто вхо дит в эту рабочую семью, прежде всего оценивают по умению и желанию трудить ся. У бригадира спокойный и твердый взгляд, неторопливая речь уверенного в се бе человека: — План на 1983 год был восемь,— по ясняет Быков,— соцобязательства — де вять. А мы построили одиннадцать буро вых. Проблемы, конечно, есть. Их нет там, где никто ничего не хочет. Вот у нас в брига де 21 человек,— с горечью продолжает Виктор,— с июня по октябрь шестеро пар ней фактически простаивали на р-164 Ра- венской площади. Их вовремя не обеспечи ли крепежными деталями и сварочным аг регатом. В дополнение к этому потеряно 145 бригадодней. 12 суток ждали станок! Пока дороги проторили — еще минус 59, переезд с одной буровой на другую отнял 30 дней. Отсутствие подменных механиза торов и исправной техники 44 дня. По строили всего два новых станка: один из них р-270 некомплектный, да и р-126 — мало чем отличается. Если бЫ время не было утеряно, можно было бы построить еще семь станков. ...Трактора, надрываясь, медленно тащили буровую.. Плавно покачивая шпилем, она не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2