Сибирские огни, 1984, № 12

по ЯГУНУ ...Наша колонна из трех тягачей торопи­ лась к монтажникам на 133 номер Ягун- ской плошади. Там необходимо было по­ мочь передвинуть буровую установку. В то зимнее утро небо было серым. Стол­ бик термометра опускался вниз, прижимая цифру «30». Тягачи без устали неслись вперед, бодро выстукивая траками. Нижневартовская, Коголымская дороги. Сколько раз приходилось по ним утрамбо­ вывать землю? И вспомййть трудно. Зна­ ком здесь каждый поворот, яма, мостик. В кабине тепло, и монотонное гудение мо­ тора, убаюкивая, навевает воспоминания.... Еше недавно Ягунская площадь являла собой зрелище унылое. На заболоченной, поросшей чахлыми сосенками и утыканной озерцами местности изредка там, где хоть сколько-нибудь потверже, виднелись то­ ненькие извилистые линии дорог да, огла­ шая округу криком, носились одинокие вороны. Лишь буровые установки, возвы­ шаясь на небольших гривах, как-то «обла­ гораживали» тайгу. День к этому времени разгулялся, вытес­ нив с неба дымчатую поволоку. Отмахав полторы сотни километров, мы останови­ лись. В ушах по-прежнему стоял грохот и скрежет металла, ныла спина. Минут за десять перекусили, немного размялись, и снова в кабины. Шестой час вечера, но по-прежнему летит лента дороги, только уже навстре!чу свету фар. Лучи прожекторов выуживают пово­ роты и мосты, и, кажется, не будет конца нашему маршруту. На ведущей машине — Валентин Надейкин, несколько последних лет колесивший по Ягуну, так что шли за ДИМ спокойно, не опасаясь заблудиться. Вторым был я, замыкающим — Андрей Тропин, самый молодой из нас. Молодой, но успела тайга и ему дать уроки. Случи­ лось это несколько лет назад, в середине мая, на Вачиме. Оживали ручьи, бурные потоки застоявшейся воды пробивали себе путь, сокрушая переправы, отрезая этим 14-й номер от основной твердой дороги. Вот тогда Андрей и решил выгнать АТС на надежное место: не стоять ж е трехсот­ сильному тягачу, притесненному озерами, до следующей зимы. Первый ручей проскочил удачно: машина проваливалась в ямы, но двигатель прово­ рачивал гусеницы натужно, и они, цепля­ ясь за еще не разрушенную твердь, «если четырнадцатитонную махину. На втором ручье тягач сильно накренило, и он плюх­ нулся в яму. Запузырилась болотная жи­ жа, железный богатырь беспомощно забол­ тал гусеницами, траки крошили мерзлоту. Вода медленно заполняла кабину. Послы­ шался скрежет: обрезало болты на главном фрикционе, булькала вода, поднявшаяся уже на сиденья. «Все,— подумал Тропин, — отъездился. Эх, на денек раньше, про­ скочил бы!» «Спокойно, спокойно. Главное, не волно­ ваться»,— успокаивал себя Андрей. Он вы­ лез через люк из кабины и заспешил на бу­ ровую. Промаялся там кое-как ночь. Утром, взяв необходимые запчасти, заспешил на помощь машине. Не заметил, кад преодо­ лел семикилометровый путь,-*^^'торопился вернуть жизнь тягачу. Работал по локоть в воде. Пальцы стыли, не слушались. Движения становились не. четкими. Стараясь унять дрожь в руках, 0 8 прятал их под одежду, дул на кончики онемевших пальцев. И так час за часом, день за днем, согреваясь лишь при ходьбе на буровую и урывками отдыхая в балке Спустя пять дней ремонт был закончен Но тут ж е насторожило другое: «А вдруг, подсели аккумуляторы, электррпроводка-, то в воде. Как же запустить двигатель?»' Прокачав в топливной системе воздух, он нажал кнопку, и послышалось жужжа- ние маслозакачивающего насоса. Стрелка прибора давления поползла вверх, порав нявшись с цифрой «семь», застыла, словно наткнулась на невидимую преграду. Так, вроде порядок. А если все ж е не заведется? Рука почувствовала озноб, затаилось дыха­ ние. Большим пальцем - включил стартер. Послышался его визг, а, следом грохот дви­ гателя. Двенадцать поршней пришло' в движение. Никогда еще звуки их грубой оглушающей песни не были такими желан­ ными и дорогими. Выпустив до конца лебедочный трос а нарастив его, зацепился за ближайшее — в обхват — дерево, выехал на твердое ме­ сто. Здесь до следующей зимы АТС и про­ стоял. Д а, на Вачиме Андрею не удалось, пробиться до основной дороги, но зато на­ всегда постиг мудрость, что за все надо платить... Под этим «все» подразумеваются ошибки. И платить надо временем, ценой больших усилий. И еще из ошибок можно извлечь полезный, пусть и горький опыт, тот самый, что принято называть надеж ­ ным помощником в беде. Наконец, впереди замаячили очертания вышки, поодаль виднелись контуры балков. Это и был 133-й номер. А завтра по рации получили другой при­ каз: нужно помочь перетащить вышку на р-128. Что ж, надо — значит, надо! Про­ должим наш марш-бросок еще на шестьде­ сят километров. На 128-й трудилась брига­ да Виктора Быкова. Монтажники у него — народ бывалый, порой грубоватый, но доб­ рый. Знаю я их давно. Каждого, кто вхо­ дит в эту рабочую семью, прежде всего оценивают по умению и желанию трудить­ ся. У бригадира спокойный и твердый взгляд, неторопливая речь уверенного в се­ бе человека: — План на 1983 год был восемь,— по­ ясняет Быков,— соцобязательства — де­ вять. А мы построили одиннадцать буро­ вых. Проблемы, конечно, есть. Их нет там, где никто ничего не хочет. Вот у нас в брига­ де 21 человек,— с горечью продолжает Виктор,— с июня по октябрь шестеро пар­ ней фактически простаивали на р-164 Ра- венской площади. Их вовремя не обеспечи­ ли крепежными деталями и сварочным аг­ регатом. В дополнение к этому потеряно 145 бригадодней. 12 суток ждали станок! Пока дороги проторили — еще минус 59, переезд с одной буровой на другую отнял 30 дней. Отсутствие подменных механиза­ торов и исправной техники 44 дня. По­ строили всего два новых станка: один из них р-270 некомплектный, да и р-126 — мало чем отличается. Если бЫ время не было утеряно, можно было бы построить еще семь станков. ...Трактора, надрываясь, медленно тащили буровую.. Плавно покачивая шпилем, она не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2