Сибирские огни, 1984, № 12
Только на четвертый день, после упорных трудов, дизельный блок вздрогнул и подал ся вперед. Все-таки трясина оказалась сла бее людей и техники — отдала наш тяже лый груз. Но одну из пен и тумбу блока болото навечно похоронило в своей пучине. ^ Потеряны дни, истрачены силы, нервы из мотаны... А впереди еще десятки километ- / ров пути. Надо доставить оборудование на Сахтымскую площадь. Надо! Мы это пони мали. И день за днем, без выходных таска ли грузы на конечную точку. Нелегкое это дело — разобрать и пере везти буровую на новое место. Порой не одна неделя потребуется. И не всегда по лучается гладко. Подвластно такое лишь сильным и дружным. В этом тайга сродни ' морю. З а тебя тут никто другой не сделает, не возьмешь людей со стороны. Все надо самим, притом добротно сделать. Ну, а коли ты подуешь, как говорится, «не в ту дудку» — ни от кого не жди добра, даже, от самого близкого друга. Тебя сразу же, первым рейсом, отправят в Сургут — с комфортом, на вертолете. Тайга ■— она любит людей с честными ру ками и душой... ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ ТАЙГУ Была середина ноября. Тоненькие дерев ца, словно стебельки трав, согнулись под •непосильной сиежиой ношей. Порой север ный ветеьр внезапно обрушивался на тайгу, и кройы деревьев содрогались, прижимаясь друг к другу. На удивление, крепких моро зов еще не было, зима стояла мягкая. Мест ные жители поговаривали: жди их нынче •не скоро. . 1 ; Однако ждать, когда мороз — основной «строитель» зимних дорог — пожалует в гости, некогда. Надо работать. В большом балке на 160-м номере Восточно-Сур гутской площади собрался коллектив мон тажников из объединения Обьнефтегазгео логия. В воздухе висели, клубы дыма, текли негоронливые разговоры. Бригадир Нико лай Рыжков, парень лет тридцати, медлен но поднялся, оглядел присутствующих. Шум затих. — Вот зачем собрал я вас,— начал он, строго оглядывая монтажников и тракто ристов.— Все-вы знаете, что монтаж этой буровой закончен вовремя. Следующий наш объект — девятая Еловая. Но туда еще нет зимника. Дорожники идуТ со своей тех никой где-то сзади. Когда они промнут трассу на точку — неизвестно. А дорог ;'каждый день. Так вот,— он сделал паузу, ■покрутил в руке и отбросил в сторону спи- 'чечный коробок,— хочу узнать ваши мне ния. I — А что думать? — выкрикнул Семенов, пожилой .монтажник. Дальше посыпались «ласкательные» слова в адрес плетущихся в хвосте дорожников и мягкой зимы. Лицо его временами прорезали глубокие морщи ны, правая рука резко взлетала вверх и вниз, рассекая воздух.— Цепляем, что не обходимо, и будем прорываться! — Я так думаю,— произнес Блинов. Он считался хорошим бульдозеристом, и его (авторитет был весомым,— места гнилые, нелегко придется, но другого выхода не вижу — надо идти. Мы ведь геологи... После нескольких выступлений и корот ких дебатов было решено: прорываться. Колонна из одного бцлотохода, двух трак торов и бульдозера медленно пробивалась сквозь тайгу. Прини.мая решение о сорока километровом броске, Рыжков знал, что на него ложится вся ответственность — за вы бор маршрута, за людей, за технику. Но знал и другое: выкраивается несколько дней, которые так необходимы для завер шения монтажных работ. Романтика ли это, когда трактор, прова лившись в болото, беспомощно мотает гу сеницами, перемешивая ил? Когда в мину ты принятое правильное решение может спасти технику? Не думал об этом брига дир, когда хватал тяжелый талевый трос и, плюхая по грязи, тащил его, чтобы одним концом зацепить за крюк полузатонувшего трактора, а другим — за форкоп подоспев шего на помощь болотохода... 'Н а второй день колонна прибыла к буровой, а через три дня по следам монтажников пробилось звено дорожно-строительного управления. Только через три дня... За это время были налажены вагончики под жилье, запасены дрова, очищены от снега площадь у бурового станка и начата его разборка. Дорожники принялись за пятикилометровый зимник. По нем^ь мон тажники смогут перетащить буровую на но вое место. _ ЗимяИ'К получился пяттнадцатиметровой ширины, и все по 1 возвы 1 шенности. Лишь метров четыреста — по болоту. Это и вызывало тревогу. Можно было обойти «гнилой» участок. Но тогда надо губить лес. Не по-хозяйски. Рыжков посоветовался с руководством конторы. В помощь прислали два тяжелых тягача. Правда, одним сразу пришлось «поделиться» с соседней .монтажной брига дой. И утром, после завтрака, начали «за прягать» тракторы. У основания централь ной тележки поставили болотоход, к двум крайним — тракторы в сцепке с бульдозе- ря'ни. Наступила долгожданная минута. Брига дир встал на возвышенное место, чтобы все видели его, поднял вверх руки. — Давай, ребята! Дизели сотрясали кабины и толкали тя гачи вперед. Выхлопные трубы ревели как горны. На середине лежневки колонна оста новилась: заглох трактор. Его быстро отце пили, оттащили в сторону. Снова команда бригадира: — Пошел! Вздрогнуло болото, тягачи, загребая гу сеницами снег, сорвали с места буровую, и оьи продолжала свой путь. Вскоре ее доста вили на место, и она величественно возвыси лась над тайгой. ...А на следующий день, забрав балки и остатки оборудования, бригада перебазиро валась на точку. Ее ждала Вачимокая площадь, располо женная в ста сорока кило-метрах от Ело вой... Птицы только спят на земле, а жизнь их проходит в воздухе. Жизнь монтажника — это буровые, тайга, дороги старые и но вые, легкие и трудные. Есть здесь что-то сродни птичьему полету...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2