Сибирские огни, 1984, № 12

Только на четвертый день, после упорных трудов, дизельный блок вздрогнул и подал­ ся вперед. Все-таки трясина оказалась сла­ бее людей и техники — отдала наш тяже­ лый груз. Но одну из пен и тумбу блока болото навечно похоронило в своей пучине. ^ Потеряны дни, истрачены силы, нервы из­ мотаны... А впереди еще десятки километ- / ров пути. Надо доставить оборудование на Сахтымскую площадь. Надо! Мы это пони­ мали. И день за днем, без выходных таска­ ли грузы на конечную точку. Нелегкое это дело — разобрать и пере­ везти буровую на новое место. Порой не одна неделя потребуется. И не всегда по­ лучается гладко. Подвластно такое лишь сильным и дружным. В этом тайга сродни ' морю. З а тебя тут никто другой не сделает, не возьмешь людей со стороны. Все надо самим, притом добротно сделать. Ну, а коли ты подуешь, как говорится, «не в ту дудку» — ни от кого не жди добра, даже, от самого близкого друга. Тебя сразу же, первым рейсом, отправят в Сургут — с комфортом, на вертолете. Тайга ■— она любит людей с честными ру­ ками и душой... ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ ТАЙГУ Была середина ноября. Тоненькие дерев­ ца, словно стебельки трав, согнулись под •непосильной сиежиой ношей. Порой север­ ный ветеьр внезапно обрушивался на тайгу, и кройы деревьев содрогались, прижимаясь друг к другу. На удивление, крепких моро­ зов еще не было, зима стояла мягкая. Мест­ ные жители поговаривали: жди их нынче •не скоро. . 1 ; Однако ждать, когда мороз — основной «строитель» зимних дорог — пожалует в гости, некогда. Надо работать. В большом балке на 160-м номере Восточно-Сур­ гутской площади собрался коллектив мон­ тажников из объединения Обьнефтегазгео­ логия. В воздухе висели, клубы дыма, текли негоронливые разговоры. Бригадир Нико­ лай Рыжков, парень лет тридцати, медлен­ но поднялся, оглядел присутствующих. Шум затих. — Вот зачем собрал я вас,— начал он, строго оглядывая монтажников и тракто­ ристов.— Все-вы знаете, что монтаж этой буровой закончен вовремя. Следующий наш объект — девятая Еловая. Но туда еще нет зимника. Дорожники идуТ со своей тех­ никой где-то сзади. Когда они промнут трассу на точку — неизвестно. А дорог ;'каждый день. Так вот,— он сделал паузу, ■покрутил в руке и отбросил в сторону спи- 'чечный коробок,— хочу узнать ваши мне­ ния. I — А что думать? — выкрикнул Семенов, пожилой .монтажник. Дальше посыпались «ласкательные» слова в адрес плетущихся в хвосте дорожников и мягкой зимы. Лицо его временами прорезали глубокие морщи­ ны, правая рука резко взлетала вверх и вниз, рассекая воздух.— Цепляем, что не­ обходимо, и будем прорываться! — Я так думаю,— произнес Блинов. Он считался хорошим бульдозеристом, и его (авторитет был весомым,— места гнилые, нелегко придется, но другого выхода не вижу — надо идти. Мы ведь геологи... После нескольких выступлений и корот­ ких дебатов было решено: прорываться. Колонна из одного бцлотохода, двух трак­ торов и бульдозера медленно пробивалась сквозь тайгу. Прини.мая решение о сорока­ километровом броске, Рыжков знал, что на него ложится вся ответственность — за вы­ бор маршрута, за людей, за технику. Но знал и другое: выкраивается несколько дней, которые так необходимы для завер­ шения монтажных работ. Романтика ли это, когда трактор, прова­ лившись в болото, беспомощно мотает гу­ сеницами, перемешивая ил? Когда в мину­ ты принятое правильное решение может спасти технику? Не думал об этом брига­ дир, когда хватал тяжелый талевый трос и, плюхая по грязи, тащил его, чтобы одним концом зацепить за крюк полузатонувшего трактора, а другим — за форкоп подоспев­ шего на помощь болотохода... 'Н а второй день колонна прибыла к буровой, а через три дня по следам монтажников пробилось звено дорожно-строительного управления. Только через три дня... За это время были налажены вагончики под жилье, запасены дрова, очищены от снега площадь у бурового станка и начата его разборка. Дорожники принялись за пятикилометровый зимник. По нем^ь мон­ тажники смогут перетащить буровую на но­ вое место. _ ЗимяИ'К получился пяттнадцатиметровой ширины, и все по 1 возвы 1 шенности. Лишь метров четыреста — по болоту. Это и вызывало тревогу. Можно было обойти «гнилой» участок. Но тогда надо губить лес. Не по-хозяйски. Рыжков посоветовался с руководством конторы. В помощь прислали два тяжелых тягача. Правда, одним сразу пришлось «поделиться» с соседней .монтажной брига­ дой. И утром, после завтрака, начали «за­ прягать» тракторы. У основания централь­ ной тележки поставили болотоход, к двум крайним — тракторы в сцепке с бульдозе- ря'ни. Наступила долгожданная минута. Брига­ дир встал на возвышенное место, чтобы все видели его, поднял вверх руки. — Давай, ребята! Дизели сотрясали кабины и толкали тя­ гачи вперед. Выхлопные трубы ревели как горны. На середине лежневки колонна оста­ новилась: заглох трактор. Его быстро отце­ пили, оттащили в сторону. Снова команда бригадира: — Пошел! Вздрогнуло болото, тягачи, загребая гу­ сеницами снег, сорвали с места буровую, и оьи продолжала свой путь. Вскоре ее доста­ вили на место, и она величественно возвыси­ лась над тайгой. ...А на следующий день, забрав балки и остатки оборудования, бригада перебазиро­ валась на точку. Ее ждала Вачимокая площадь, располо­ женная в ста сорока кило-метрах от Ело­ вой... Птицы только спят на земле, а жизнь их проходит в воздухе. Жизнь монтажника — это буровые, тайга, дороги старые и но­ вые, легкие и трудные. Есть здесь что-то сродни птичьему полету...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2