Сибирские огни, 1984, № 12

НИИ друг друга с полуслова, с полувзгля­ да, потому что борьба в одиночку выбивает быстро из колеи, а тайга не любит тех, кто устает быстро и быстро сдается. Подошли трактора. К этому времени подготовительные работы были закончены. Соединили три машины одной сцепкой и начали выдергивать «утопленника». Мед­ ленно отдавал свою жертву слежавшийся ил. Но упорство бригады крепче объятий трясины. Часа через два трактор вместе с грудами земли и льда стоял на берегу. Время перевалило за полночь. ГАЗ-66 полз, прорезая прожекторами темноту, по на­ правлению к Сургуту. Вот и окончился один из трудовых дней бригады. Сегодня повезло: не пришлось, как обычно, долбить ломиками, пилить бен­ зопилой окаменелую, заледенелую тюмен­ скую землю, а затем из бревен складывать клети и .запасовывать тросы в полиспасты, чтобы вырвать из трясины технику... Что влечет парней к такой работе? Мо­ жет, романтика? Нет. Романтика подчас что дым у костра. Костер прогорел, дым рассеялся. Это просто работа, большое де­ ло, в котором они чувствуют себя сильны­ ми и нужными людьми. Сколько предстоит еще бригаде таких трудных будней, не бе­ русь судить, но они будут, потому что не всякая прямая, ведущая через реки, ручьи и протоки, бывает короче объездной. А ручь­ ям ведь нельзя не течь, как людям нельзя не ^сить. НЕ КАЖДОМУ ПОДВЛАСТНО, Если до следующей точки, где предстоит бурить, дорога длинна, то вышку опускают на так называемые приемные мосты и раз­ бирают по секциям. Я не раз слышал, как проходит эта непростая операция, а теперь вот и сам участвовал в ней. Происходило это в феврале. Начали монтажники с того, что устано­ вили приемную стрелу, приготовили нуж ­ ные приспособления. Тракторы и тягачи, тоже занятые в операции, казались рядом с махиной-вышкой муравьями. Мой тягач, как и другие, постЛили-на оттяжке. Те­ перь всеобщее внимание сосредоточено на специалисте этого дела — немолодом че­ ловеке, прилетевшем по этому случаю на вертолете из Сургута. Нервы напряжены руки замерли на рычагах. Выбили пальцы на кронштейнах. Меха- ник поднял руку, затем чуть-чуть наклонил ее — и шпиль установки качнулся, стал медленно наклоняться. Блоки полиспаста на приемной стреле завертелись, натягивая тросы... Чем ниже опускалась вышка, тем ближе к ней подъезжали наши тягачи, по команде едва_ ослабляя оттяжку. Сквозь грохот дизелей я слышал, как натужно, на у м о м что ни есть пределе, звенят тросы. Наконец, установка мягко опустилась на мосты, вдавила их в снег. Все облегченно удохнули, выскочили из машин — полю­ боваться «спящей красавицей». Весь день шла разборка. Снимали кре­ пежные хомуты и секцию за секцией, блок за блоком отделяли от установки, уклады­ вали на длинные прочные сани, оттаскива­ ли в сторону, где довершали ..такелажные работы — готовили грузы к перевозке. 126 Отправились колонной в первый рейс ти­ хим морозным утром,, какими в феврале не очень-то балует таежная погода. В всьзду- хе неторопливо кружились снежинки, осе­ дая на сани и пены — широкие металличе­ ские листы с деталями буровой. Шли на трех быстроходных тягачах: Александр Грекович на АТТ, Виктор Антоненко и я на — АТСах. До небольшой д ^евуш ки Кочевой доехали без особых происшест­ вий. Именно сюда и нужно было доставить груз, так сказать, на первый полустанок. Следующим рейсом перевезли балки и восьмерых ребят. Те занялись налажива­ нием переправы через реку Тром-Еган: она преграждала дальнейший путь сразу за деревушкой. Валили и охлыстовывали бензопилами деревья, а трактористы стяги­ вали их к берегу. Тут стволы гатили в русло, накат на накат, а насос поливал их водой. Прошло с неделю, и северный мо- р оз-треуун схватил штабель бревен в прочный монолит. По этой переправе гро­ моздкое хозяйство буровиков двинется дальше. ...То утро не предвещало ничего плохого. Ветер угомонился, сыпучий снег не вихлял по дороге косматыми змейками, и даж е выглянуло солнце. Первым решили пере­ бросить дизельный блок. Его зацепили че­ тырьмя тракторами на длинные разномер­ ные тросы, чтобы груз и техника проходи­ ли переправу поочередно — ведь сооруже- ^ е отнюдь не из стальных конструкций. Не без тревоги наблюдали, как два мощ­ ных трактора, часто пробуксовывая, про­ бирались на противоположный берег, и следом, наструнив тросы, так ж е переходи­ ли два других. Наконец, и огромный б.*ок перевалил переправу. Н у как тут не закри­ чать «ура»?! А трактористы и монтажники тем временем уже начали ставить тракто­ ры на короткие тросы, чтобы было удобнее проходить повороты. Возбужденные и'радостны е, мы побежа­ ли к своим тягачам, запряженным в пены. Реку перемахнули с ходу, почти не сбавляя скорости. А чуть дальше, за крутым пово­ ротом, увидели такое, от чего стало не по себе: дизельный блок стоял посреди огром­ ной воронки: ни пен, ни тумб под ним уже не было видно — их залила рыжая болот­ ная жижа. Четыре трактора натужно реве­ ли, но гусеницы беспомощно вертелись на месте. Бригадир метался от трактора к трактору, размахивая руками. Казалось вот-вот он бросится в трясину к блоку, уце-’ пится за него руками — собственной силой станет помогать сотням лошадиных, запря­ танным в мощных машинах... А между тем дизельный блок все глубже опускался в трясину. Вся наша техника сгрудилась пе­ ред ним, взяв на тросы, но и тракторы и тягачи вхолостую гребли гусеницами, сов­ сем не продвигаясь вп'еред. Стало темно и бригадир дал отбой. — Утро вечера мудренее,— устало рас­ порядился он.— Натяните тросы до отка­ за и оставьте машины на тормозах, чтобы блок не засосало еще глубже. По пословице, увы, не вышло. Трясина по-прежнему не уступала нам. — Здесь хнилое место, шипко хнилое,— качали головами два пожилых ханты про­ езжавшие мимо на нартах,— Д аж е нелюя порой на олешках проехать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2