Сибирские огни, 1984, № 12

но тоска Орала меня, что нет здесь моего тягача. Пришлось идти к Максимову — главно­ му в транспортном цехе. — Александр Филиппович, а когда же мне в тайгу? — Д а-а, дела-а...— Он лукаво улыбнул­ ся и стрельнул узеньким прищуром.— По­ нимаешь, дорогу на Ватлор, к твоему тя ­ гачу, промнут не раньше декабря... Чем ж е тебя занять? Может, послесаришь? Вот-те раз1 Д а что он, издевается? Максимов улыбался по-прежнему лука­ во, и в какой-то миг по его лицу, точнее, по двум горизонтальным складкам, вдруг разгладившимся на лбу, я определил, что Александр Филиппович уже что-то решил, хотя сказал, что нужно посоветоваться с механиком. В тот же день меня снова позвали к М ак­ симову. В кабинете сидел Волков, наш ме­ ханик цеха. — Ну что, Владимир? — спросил Мак­ симов и кивнул Волкову.— Какую технику определим ему? — Кивок уже в мою сто­ рону.— Временно, конечно... Они поперебирали разные виды машин и в конце концов выделили мне ГАЗ-71. Я хоть немного обрадовался: машина что на­ до, правда, слабее моей «трехсотдесятки», застрявшей далеко-далеко на первой точке Ватлора. Выйдя от начальника цеха, мы с Волко­ вым направились в гараж. Тут механик вдруг шагнул к транспортеру, стоявшему в самом углу. — Вот, Леша, это твой! — хлопнул ру­ кой по кабине и широко распахнул дверку. — Прошу любить и жаловать... .техуходом. Через три дня уходила в путь первая группа, и я немедля принялся за осмотр, смазку, прокручивал узлы, проверял бук­ вально все, иначе там, в тайге, на зимнике, какая-нибудь мелочь может обернуться на- ■прасной потерей времени и для всей груп­ пы, и для тех, кому предназначаются наши грузы, наша работа вообще. И вот четыре ГАЗ-71 вышли на трассу На ведущей машине — Владимир Валуев тоже белорус, никогда не унывающий па рень. В его кабине сидел старшой группы опытный в таежных скитаниях Павел Рын дин. Вторым шел Пашка Иванов, на прице­ пе у него горючее. Третьим ехал Генка Слепцов, по прозвищу «Летчик». Д аж е в машинном парке он однажды умудрился набрать такую скорость, что электросвар-- щик со страху вскочил на свой аппарат. Замыкающим был я — в кузове транспор­ тера вез продукты для своей группы. Без особых трудностей мы прошли сорок пять километров по трассе на восток от Сургута. Дальше нам было с трассой не по пути, и мы свернули на северо-восток, вре­ завшись в толщу снега. Стоял изрядный морозец, в тайге совер­ шенное безветрие. Большие черно-сизые глухари, которых до этого еще, очевидно, мало тревожили ревом моторов, срывались с придорожных деревьев, улетали вглубь — будто кто шлепал резиновыми сапогами по болоту. Тетерева же, как младшие братья глухарей, улетали почему-то не в сторону, а вперед, по пути нашего движеьщя. Это было похоже на какой-то таежный птичий церемониал. А по обочинам блестел и пе­ реливался под зимним солнцем бесподобно пушистый, никем не тронутый снег... . Но что это там впереди? Из-за чего остановка? Выясняется, что прицеп у Пашки провалился колесами в проьплогод- ние выбоины, припорошенные снегом. Старшой бросил ему в упряжку транспор­ тер Генки. Двойной тягой прошли они, а за ними и я. Проползли так с километр, и тут вдруг Слепцов выскочил иЗ кабины сво­ его транспортера, открыл створки над мо тором. Мы подбежали к нему. Двигатель безбожно парил. Виной тому была не толь­ ко пробка, сорванная с радиатора,— мотор работал на пределе’: пробило прокладку на блоке двигателя, и охлаждающая ж ид­ кость уходила с выхлопными газами. В ту же трубу вылетала наша надежда дота­ щить бензин до стоянки. — В о-общем так,— растягивал слова, будто язык морозом свело, наш старшой.— Мы попро-обуем про-омять дорогу, а вы оттащите в сто-орону емкость и ша-аган- тё по следа-ам. Мы слушали его, ловя каждое слово, каждый жест, и уже верили в его наход­ чивость. — Давайте, ребята^ действуйте! — Рыи- дин заспешил к тягачу Валуева. Следы привели нас к низенькой, будто придавленной снегом, избушке. Возле нее' стоял транспортер Валуева. Мы втиснулись со съестными припасами в узкую дверь из­ бушки. Изнутри дохнуло настоящим теп­ лом и жидким дымком — ребята уж е растопили печку. Переноска, проведенная от транспортера, тускло освещала печь, на которой клокотал внушительный закоп­ ченный чайник, кажется, Рындина. В левом углу едва высвечивались нары, застлаиные свежим лапником. Щели между бревнами избушки были заранее по-хозяйски проко­ нопачены, значит, тепло сохранится надол­ го. Действительно, спалось неплохо. На следующий день продвинулись кило­ метров на десять. Не больше. Ведь трассы еще нет, нам предстоит ее наездить, или, как тут говорят, «промять». Проутюжили, и назад. Когда подъехали к знакомой уже охот­ ничьей избушке, у меня засосало под ло­ жечкой. Впрочем, не у одного меня — все не святым духом питаются. Интересно, что там накухарил наш Генка, которого мы для этого (конечно, и для ремонта тра.нспорте- ра) тут оставили?.. Д а вот он, стоит у костра, невдалеке от избушки. Костер еще теплится. На боку среди дымящихся головешек лежит ведро. От него тянется широкий язык из вермише­ ли... Минута оцепенения прошла, и мы набро­ сились на Слепцова. Тот тоже взвился, начал отбиваться: нарочно он, что ли, это устроил? Ведро, мол, сорвалось с крестови­ ны, не видите разве? Шум и гам пошел на спад только после философской реплики Иванова: , — Криком не будешь сыт. Сообща принялись за дело: кто рубил дрова, кто побежал за водой, кто крепил злополучную крестовину. Хорошо сытому на нарах! Особенно пер­ вые два-три часа, пока не выветрилось теп­ ло. Однако дежурных мы и тут, как и в балках, принципиально не назначали .— закалялись духом и телом: Ну, а какой-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2