Сибирские огни, 1984, № 12
но тоска Орала меня, что нет здесь моего тягача. Пришлось идти к Максимову — главно му в транспортном цехе. — Александр Филиппович, а когда же мне в тайгу? — Д а-а, дела-а...— Он лукаво улыбнул ся и стрельнул узеньким прищуром.— По нимаешь, дорогу на Ватлор, к твоему тя гачу, промнут не раньше декабря... Чем ж е тебя занять? Может, послесаришь? Вот-те раз1 Д а что он, издевается? Максимов улыбался по-прежнему лука во, и в какой-то миг по его лицу, точнее, по двум горизонтальным складкам, вдруг разгладившимся на лбу, я определил, что Александр Филиппович уже что-то решил, хотя сказал, что нужно посоветоваться с механиком. В тот же день меня снова позвали к М ак симову. В кабинете сидел Волков, наш ме ханик цеха. — Ну что, Владимир? — спросил Мак симов и кивнул Волкову.— Какую технику определим ему? — Кивок уже в мою сто рону.— Временно, конечно... Они поперебирали разные виды машин и в конце концов выделили мне ГАЗ-71. Я хоть немного обрадовался: машина что на до, правда, слабее моей «трехсотдесятки», застрявшей далеко-далеко на первой точке Ватлора. Выйдя от начальника цеха, мы с Волко вым направились в гараж. Тут механик вдруг шагнул к транспортеру, стоявшему в самом углу. — Вот, Леша, это твой! — хлопнул ру кой по кабине и широко распахнул дверку. — Прошу любить и жаловать... .техуходом. Через три дня уходила в путь первая группа, и я немедля принялся за осмотр, смазку, прокручивал узлы, проверял бук вально все, иначе там, в тайге, на зимнике, какая-нибудь мелочь может обернуться на- ■прасной потерей времени и для всей груп пы, и для тех, кому предназначаются наши грузы, наша работа вообще. И вот четыре ГАЗ-71 вышли на трассу На ведущей машине — Владимир Валуев тоже белорус, никогда не унывающий па рень. В его кабине сидел старшой группы опытный в таежных скитаниях Павел Рын дин. Вторым шел Пашка Иванов, на прице пе у него горючее. Третьим ехал Генка Слепцов, по прозвищу «Летчик». Д аж е в машинном парке он однажды умудрился набрать такую скорость, что электросвар-- щик со страху вскочил на свой аппарат. Замыкающим был я — в кузове транспор тера вез продукты для своей группы. Без особых трудностей мы прошли сорок пять километров по трассе на восток от Сургута. Дальше нам было с трассой не по пути, и мы свернули на северо-восток, вре завшись в толщу снега. Стоял изрядный морозец, в тайге совер шенное безветрие. Большие черно-сизые глухари, которых до этого еще, очевидно, мало тревожили ревом моторов, срывались с придорожных деревьев, улетали вглубь — будто кто шлепал резиновыми сапогами по болоту. Тетерева же, как младшие братья глухарей, улетали почему-то не в сторону, а вперед, по пути нашего движеьщя. Это было похоже на какой-то таежный птичий церемониал. А по обочинам блестел и пе реливался под зимним солнцем бесподобно пушистый, никем не тронутый снег... . Но что это там впереди? Из-за чего остановка? Выясняется, что прицеп у Пашки провалился колесами в проьплогод- ние выбоины, припорошенные снегом. Старшой бросил ему в упряжку транспор тер Генки. Двойной тягой прошли они, а за ними и я. Проползли так с километр, и тут вдруг Слепцов выскочил иЗ кабины сво его транспортера, открыл створки над мо тором. Мы подбежали к нему. Двигатель безбожно парил. Виной тому была не толь ко пробка, сорванная с радиатора,— мотор работал на пределе’: пробило прокладку на блоке двигателя, и охлаждающая ж ид кость уходила с выхлопными газами. В ту же трубу вылетала наша надежда дота щить бензин до стоянки. — В о-общем так,— растягивал слова, будто язык морозом свело, наш старшой.— Мы попро-обуем про-омять дорогу, а вы оттащите в сто-орону емкость и ша-аган- тё по следа-ам. Мы слушали его, ловя каждое слово, каждый жест, и уже верили в его наход чивость. — Давайте, ребята^ действуйте! — Рыи- дин заспешил к тягачу Валуева. Следы привели нас к низенькой, будто придавленной снегом, избушке. Возле нее' стоял транспортер Валуева. Мы втиснулись со съестными припасами в узкую дверь из бушки. Изнутри дохнуло настоящим теп лом и жидким дымком — ребята уж е растопили печку. Переноска, проведенная от транспортера, тускло освещала печь, на которой клокотал внушительный закоп ченный чайник, кажется, Рындина. В левом углу едва высвечивались нары, застлаиные свежим лапником. Щели между бревнами избушки были заранее по-хозяйски проко нопачены, значит, тепло сохранится надол го. Действительно, спалось неплохо. На следующий день продвинулись кило метров на десять. Не больше. Ведь трассы еще нет, нам предстоит ее наездить, или, как тут говорят, «промять». Проутюжили, и назад. Когда подъехали к знакомой уже охот ничьей избушке, у меня засосало под ло жечкой. Впрочем, не у одного меня — все не святым духом питаются. Интересно, что там накухарил наш Генка, которого мы для этого (конечно, и для ремонта тра.нспорте- ра) тут оставили?.. Д а вот он, стоит у костра, невдалеке от избушки. Костер еще теплится. На боку среди дымящихся головешек лежит ведро. От него тянется широкий язык из вермише ли... Минута оцепенения прошла, и мы набро сились на Слепцова. Тот тоже взвился, начал отбиваться: нарочно он, что ли, это устроил? Ведро, мол, сорвалось с крестови ны, не видите разве? Шум и гам пошел на спад только после философской реплики Иванова: , — Криком не будешь сыт. Сообща принялись за дело: кто рубил дрова, кто побежал за водой, кто крепил злополучную крестовину. Хорошо сытому на нарах! Особенно пер вые два-три часа, пока не выветрилось теп ло. Однако дежурных мы и тут, как и в балках, принципиально не назначали .— закалялись духом и телом: Ну, а какой-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2