Сибирские огни, 1984, № 12
ми-тихоходами. Я последовал примеру Н а зарова. Тракторная колонна медленно пошла в объезд, мы помахали вслед им, а сами двинулись прямиком. И вот очередной ру чей — их тут в такую пору по всей тайге ^ о т ь отбавляй. Первым опять с места рва- •Жгул Николай, но возле ручья его тягач Я вдруг резко развернуло, и он остановился. / Я включил прожектор: левая гусеница раз- I мотана — и чернеет на снегу, а голые кат- ! ки глубоко осели в болото. Ах, черт, «ра зулся»! А ведь здесь не «обуешь» — не натянешь на катки гусеницу, надо выта скивать машину на твердый грунт. Удачно перескочив ручей, я выпустил лебедочный трос, Николай сноровисто за цепил его за свой тягач. А когда лебедка заработала, он вскочил в кабину и включил скорость, помогая мне единственной гусе ницей, на ручье затрещал лед, наверх хлы нула вода с илом, однако тягач Назарова медленно продвигался вперед и, наконец, выполз на бугорок. Заглушив мотор, Нико лай перебрался ко мне. Теперь не оставалось ничего другого, как ночевать в пути. Утомленные напряженным днем, тут ж е уснули. Вскинулись от громкого стука в дверку. ' Уже рассветало. Надо было заводить тягач и ехать вытаскивать бульдозер, пока на мертво не засосала его бОлотная жижа. В кабину ко мне сели Николай Назаров с бригадиром, а в пути еще и трое монтажни ков, и мы поехали. Туда же, к застрявше му бульдозеру, уже шли два болотоход- ных трактора. Монтажники к этому време ни навели переправу, по ней мы и проско чили к потерпевшей машине. Первую попытку вытащить бульдозер предприняли болотоходы, но тут же бес помощно заплясали, задергались на месте. — Давай, Леха, лебедуй! — крикнул бригадир.— Ставь тягач вон за тем бугор ком! Отъехав назад, я выбросил лебедочный трос. Впереди тягача два трактора зацепи ли тросы за мою машину, натянули их и стали на тормоза — создали так называ емый мертвяк. Николай помог мне достать из кузова полиспаст и запустить трос ле бедки через него — таким образом мы уд воили силу тяги. Люди отхлынули в сторо ну, и я включил лебедку. Трос натянулся, тугО зазвенел — бульдозер шевельнулся и еле заметно дернулся вперед. Но тут же и два трактора просунулись, елозй, к тягачу, срывая неподвижными гусеницами верхний слой почвы —. не удержали-Таки... Брига дир отчаянно замахал руками, и мне при шлось выключить лебедку. Те, кто вдосталь уже похлебал таежной работенки., решили сложить у самого бере га ручья из бревен клеть и через нее пере бросить тросы — чтобы усилие шло не на прямую, а кверху, как бы приподнимая пе реднюю часть бульдозера. Руководил эти ми работами Зайчук. На ходу сделали это нехитрое сооружение, и я опять включил лебедку. Тросы зазвенели струнами, а сам тягач присел к земле, зато бульдозер стал медленно выползать из рыжего ила. Через минуту клеть рухнула, и бульдозер встал на ее бревна. Я выключил лебедку, затем мы отцепились от тягача и трактора — мо его дополнительного тормоза. Вскоре «утопленник» стоял на сухом пя тачке, а трактористы помогали бульдозе ристу заменить масло в бортовых системах, в двигателе и пускаче. Так что уже после обеда колонна тронулась в путь, в нелег кий путь: надо было пересечь еще два ручья... Первый уже по-весеннему набрал си лу — по стержню неслись льдины, то там, то здесь, у самых берегов, показывались головы ондатр, но тут же скрывались, что бы вынырнуть в другом месте. Пересечь этот бурный ручей с остатками оборудова ния буровой удалось лишь тогда, когда русло завалили деревьями; Второй ж е ру чей особой опасности не сулил: большие кедры росли по его берегам, густые кроны деревьев укрыли его от солнца, и дно бы ло еще мерзлым, твердым, как асфальт. Где-то глубокой ночью мы, наконец, до брались до Ватлора. Назавтра бригада удобно расставила свое жилье — балки, расчистила, укатала площадку, ' одну — для вертолетов, другую под монтаж вышки. Мы с Николаем вымыли тягачи — на ка бинах стали видны номера: на моем — 310; на Колином — 318. Потом протис нулись между деревьями так, чтобы наши машины не мешали постройке новой буро вой, занялись разукомплектованием, сня ли аккумуляторы, • баллоны воздухоза- пуска и прочее и перенесли все это на вер толетную площадку. Рабочий сезон для тя гачей здесь закончился. До следующей зимы. А вечером в походных домиках приводи ли себя в божеский вид, пристраивЯли свои вещи. У людей посветлели лица. Ве селый гам стоял в балках. -Д а и было чему радоваться: от души потрудились, не досыпали и недоедалр, зато вовремя пере бросили оборудование буроврй на новую точку первую на Ватлоре. Всех нас сковала дружбой та весна. . И теперь, когда собираемся мы у костра, ча стенько вспоминаем о том первом нашем прорыве с буровой на Ватлор. ПЕРВЫЙ ПРОХОД Говорят, тот не напрасно прожил жизнь, кто вырастил йерево. А ты... Ты уже не первый зимник —- полосу метров в пятнад- цать-двадцать шириной и на сотни кило метров в длину оставляешь после себя в тайге. Что поделаешь! Нефть голыми рука ми не возьмешь, а технике нужны дороги. Они нужны для того, чтобы за тысячи ки лометров от тайги работали электростан ции, теплоцентрали, бензомоторы, дизели. Д а мало ли что может дать тюменская нефть человеку, далеко-далеко отсюда жи вущему!.. В кабине тепло, и монотоннОе гудение мотора, убаюкивая, будит воспоминания. Минувигам летом в тайге бывал редко, да и то не далее тридцати километров от Сургута. К тому ж е и отпуск приходится у нас на лето. Осень, как всегда, была с гулькин нос: в конце сентября выпал снег, а в октябре уже и доброго мороза изведали. Транс портники. пропадали в своем цехе: готови ли тягачи к зимнему сезону, Я вертелся тут ж е —- помогал то о.тному, то пт:о:.~:,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2