Сибирские огни, 1984, № 12
цкстериа ■кубос. на,-пять,. И мы, как дети, на радостях подбрасываем вверх шапки, что-то кричим... А громадина, с. воющим свистом рассекая воздух большими лопа стями, медленно опускает емкость на зем лю в стороне от вышки. И вот огромная бочка, чуть раскачиваясь, коснулась утрам бованного снега. Отцепили подвеску, и вертолет, облегченно взмый в небо, повер нул на Сургут. А мы бросаемся к своим машинам, ког да заправились все, выяснилось, что го рючего в цистерне осталось совсем немного. Бригадир, наладив, наконец, рацию, просит базу подбросить еще две емкости: одну сю да, вторую на Ватлор. /Теперь работы на буровой развернулись вовсю. Тракторы подцепляли подготовлен ные грузы и уходили проторенной дорогой к новой точке. Правда, дорога еще, не бы ла пробита до конца — груз оставляли километров за двадцать до Ватлора. Мы с Николаем впряглись в пену, на которой стоял дизель с редуктором. При транспортировке сцепом нужно взять согла сованный ритм движения. Сначала нам это не удалось — порвали два троса. Затем приноровились — и груз пошел легко, бла го мороз сковал этот промятый участок дороги. Но на десятом километре в тягаче Назарова оборвало венец ведущей звездоч ки, срезало болты. Пока ремонтировали, во всю завечерело. Пришлось оставить груз на дороге, вернуться на буровую. На следующий день подцепили легковес ные грузы, уже каждый тягач По отдель ности, и ушли в рейс. Со мной ехали бри гадир и Зайчук; они хотели сами прове рить дорогу. Осмотрев ее, решили, что трасса не готова для перетаскивания ди зельного блока, но вполне пригодна для «легковесов». Значит, надо облегчать: снять дизели. А о вышке и го<ворить нечего. Уже под самым Ватлором наш путь преградило болото — дорога как раз, про ходила по узенькому перешейку. — Д а-а,— вздохнул бригадир,— место гнилое. Ты давай-ка тут поаккуратнее. Попытались — пронесло. А впереди еще несколько опасных пробуксовок, несколько ненадежных для проезда ручьев. Везде рисковали. Зато — вот он, Ватлор! Новая точка — большая дугообразная грива, в самом центре которой уже немно го расчистили снег бульдозеры. Тут мы и оставили груз, освободив пены. ь Спешили не мы одни. Всех догоняла вес на. И если замешкаешься, вся предыдущая работа «полетит в трубу», можно утопить оборудование и технику. Теперь почаще прилетал к нам вертолет с горючим и продуктами. Монтажники не прекращали работы и ночью — при свете прожекторов готовили грузы для рейсов на утро. Все тягачи уходили йа Ватлор, как только начинало светать. В тот день, точнее в То позднее утро, я опять, как и раньше, оттащил груз на Ват лор и с порожней пеной возвращался назад. Погода менялась на глазах, по низи нам и ручьям поднималась вода. Переезды мы уже 'заваль1ли кряжами, но мелкие об рубки сносило течением. Правда, земля под водой была мерзлая. На это я сейчас и рассчитывал. Включил первую передачу, начал осторожно перебираться через ру чей. И тут же заметил, что фары тяга-ц скрылись под водой. Она стала просачи ваться и в кабину. Ощущение неприят ное — будто тонешь. Перебрался благопо. лучно, хотя и дрожали поджилки. Километрах в трех увидел такую картц! ну: монтажники торопливо скатывали дли н -' ные хлысты в ручей, а на противоположном- берегу, стоял сильно накренившийся на боЯ трактор. Радиатор и часть его двигателя] уже накрыла вода. Я резко развернул свой тягач, стал на тормоза и выпустил трос лебедки. Пришлось помучиться с чет4 верть часа, пока выволок трактор на твер.; дый грунт противоположного берега. Уже стемнело, когда прибыли на буро -1 вую. Вспомнил, что не обедал, хотя тут1 люди уже поужинали. Но на кухне в эти горячие дни и ночи дежурила наша повари ха Надя. Второпях похлебал суп, с удо- вольствием съел отбивную (МИ-8 подбро сил свежей свинины). , На рассвете снова за рычаги. Приоткрыл боковое окошко, прохладный ветерок обдал таежной свежестью, и сонливое безразличие пропало. Тут вот, в высоком сухом валеж нике, наверное, еще дремали ^глухари, так^ и есть, вот и он — красавец! Сидит на вер-' шине, чуть в стороне — второй, третий.) Они спокойно наблюдают за тягачом, неу-( жели свыклись с этим грозно ревущим: «зверем»? Глухари не снимаются с места и тогда, когда подъедешь совсем близко. Но стоит только выскочить из кабины, как они, взма хивая громадными крыльями, тут ж е уле тают. А как интересно наблюдать их на току!! Два глухаря, распустив крылья, гортанно и прерывисто шипя, гоняются друг за дру г о м — вроде исполняют какой-то магиче ский танец, а глухариха неподвижно сидит на краю поляны и, кажется, вовсе не инте ресуется поединком соперников. В такой момент к ним можно подойти буквально вплотную: упоенные поединком и победным пением самцы-глухари никого не замечают. На буровой заканчивался демонтаж — люди собирались насовсем уходить на Ват лор. Весна буквально взяла нас в осаду. Рабочие грузили последнее оборудование, Прицепляли балки к тракторам, а все м ел - кое складывали в кузова наших тягачей. Бригадир дотошно проверял, все ли взя-^ ли с собой. Почти в полдень, безветренный и солнечный, наконец, снялись со стоянки. Вечером подошли к болоту. Первым дви гался бульдозер Вострикова. Этот наш раз ведчик сунулся было и тут же провалился, правда, тракторист успел сбросить газ и выскочить из кабины на лед. Мотор еще некоторое время прокручивал гусеницы, а затем заглох. Кабина почти наполовину погрузилась в ржавую воду... До перешейка было километра три, не известно, какие еще там проходы. Брига дир подбежал к тягачу Николая Назарова, резко махнул рукой вперед, и тот минут через пять уже был на противоположном берегу ручья. Он победно сидел в кабине, скрестив руки на груди. Молодость. Ему .яростно погрозили кулаком — видно, за то, что Николай изль^шне лихо рванул че- рез болото. Но в скорости-то как раз и было наше преимущество перед трактора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2