Сибирские огни, 1984, № 12

цкстериа ■кубос. на,-пять,. И мы, как дети, на радостях подбрасываем вверх шапки, что-то кричим... А громадина, с. воющим свистом рассекая воздух большими лопа­ стями, медленно опускает емкость на зем­ лю в стороне от вышки. И вот огромная бочка, чуть раскачиваясь, коснулась утрам­ бованного снега. Отцепили подвеску, и вертолет, облегченно взмый в небо, повер­ нул на Сургут. А мы бросаемся к своим машинам, ког­ да заправились все, выяснилось, что го­ рючего в цистерне осталось совсем немного. Бригадир, наладив, наконец, рацию, просит базу подбросить еще две емкости: одну сю­ да, вторую на Ватлор. /Теперь работы на буровой развернулись вовсю. Тракторы подцепляли подготовлен­ ные грузы и уходили проторенной дорогой к новой точке. Правда, дорога еще, не бы­ ла пробита до конца — груз оставляли километров за двадцать до Ватлора. Мы с Николаем впряглись в пену, на которой стоял дизель с редуктором. При транспортировке сцепом нужно взять согла­ сованный ритм движения. Сначала нам это не удалось — порвали два троса. Затем приноровились — и груз пошел легко, бла­ го мороз сковал этот промятый участок дороги. Но на десятом километре в тягаче Назарова оборвало венец ведущей звездоч­ ки, срезало болты. Пока ремонтировали, во­ всю завечерело. Пришлось оставить груз на дороге, вернуться на буровую. На следующий день подцепили легковес­ ные грузы, уже каждый тягач По отдель­ ности, и ушли в рейс. Со мной ехали бри­ гадир и Зайчук; они хотели сами прове­ рить дорогу. Осмотрев ее, решили, что трасса не готова для перетаскивания ди­ зельного блока, но вполне пригодна для «легковесов». Значит, надо облегчать: снять дизели. А о вышке и го<ворить нечего. Уже под самым Ватлором наш путь преградило болото — дорога как раз, про­ ходила по узенькому перешейку. — Д а-а,— вздохнул бригадир,— место гнилое. Ты давай-ка тут поаккуратнее. Попытались — пронесло. А впереди еще несколько опасных пробуксовок, несколько ненадежных для проезда ручьев. Везде рисковали. Зато — вот он, Ватлор! Новая точка — большая дугообразная грива, в самом центре которой уже немно­ го расчистили снег бульдозеры. Тут мы и оставили груз, освободив пены. ь Спешили не мы одни. Всех догоняла вес­ на. И если замешкаешься, вся предыдущая работа «полетит в трубу», можно утопить оборудование и технику. Теперь почаще прилетал к нам вертолет с горючим и продуктами. Монтажники не прекращали работы и ночью — при свете прожекторов готовили грузы для рейсов на утро. Все тягачи уходили йа Ватлор, как только начинало светать. В тот день, точнее в То позднее утро, я опять, как и раньше, оттащил груз на Ват­ лор и с порожней пеной возвращался назад. Погода менялась на глазах, по низи­ нам и ручьям поднималась вода. Переезды мы уже 'заваль1ли кряжами, но мелкие об­ рубки сносило течением. Правда, земля под водой была мерзлая. На это я сейчас и рассчитывал. Включил первую передачу, начал осторожно перебираться через ру­ чей. И тут же заметил, что фары тяга-ц скрылись под водой. Она стала просачи ваться и в кабину. Ощущение неприят ное — будто тонешь. Перебрался благопо. лучно, хотя и дрожали поджилки. Километрах в трех увидел такую картц! ну: монтажники торопливо скатывали дли н -' ные хлысты в ручей, а на противоположном- берегу, стоял сильно накренившийся на боЯ трактор. Радиатор и часть его двигателя] уже накрыла вода. Я резко развернул свой тягач, стал на тормоза и выпустил трос лебедки. Пришлось помучиться с чет4 верть часа, пока выволок трактор на твер.; дый грунт противоположного берега. Уже стемнело, когда прибыли на буро -1 вую. Вспомнил, что не обедал, хотя тут1 люди уже поужинали. Но на кухне в эти горячие дни и ночи дежурила наша повари­ ха Надя. Второпях похлебал суп, с удо- вольствием съел отбивную (МИ-8 подбро­ сил свежей свинины). , На рассвете снова за рычаги. Приоткрыл боковое окошко, прохладный ветерок обдал таежной свежестью, и сонливое безразличие пропало. Тут вот, в высоком сухом валеж нике, наверное, еще дремали ^глухари, так^ и есть, вот и он — красавец! Сидит на вер-' шине, чуть в стороне — второй, третий.) Они спокойно наблюдают за тягачом, неу-( жели свыклись с этим грозно ревущим: «зверем»? Глухари не снимаются с места и тогда, когда подъедешь совсем близко. Но стоит только выскочить из кабины, как они, взма­ хивая громадными крыльями, тут ж е уле­ тают. А как интересно наблюдать их на току!! Два глухаря, распустив крылья, гортанно и прерывисто шипя, гоняются друг за дру­ г о м — вроде исполняют какой-то магиче­ ский танец, а глухариха неподвижно сидит на краю поляны и, кажется, вовсе не инте­ ресуется поединком соперников. В такой момент к ним можно подойти буквально вплотную: упоенные поединком и победным пением самцы-глухари никого не замечают. На буровой заканчивался демонтаж — люди собирались насовсем уходить на Ват­ лор. Весна буквально взяла нас в осаду. Рабочие грузили последнее оборудование, Прицепляли балки к тракторам, а все м ел - кое складывали в кузова наших тягачей. Бригадир дотошно проверял, все ли взя-^ ли с собой. Почти в полдень, безветренный и солнечный, наконец, снялись со стоянки. Вечером подошли к болоту. Первым дви­ гался бульдозер Вострикова. Этот наш раз­ ведчик сунулся было и тут же провалился, правда, тракторист успел сбросить газ и выскочить из кабины на лед. Мотор еще некоторое время прокручивал гусеницы, а затем заглох. Кабина почти наполовину погрузилась в ржавую воду... До перешейка было километра три, не­ известно, какие еще там проходы. Брига­ дир подбежал к тягачу Николая Назарова, резко махнул рукой вперед, и тот минут через пять уже был на противоположном берегу ручья. Он победно сидел в кабине, скрестив руки на груди. Молодость. Ему .яростно погрозили кулаком — видно, за то, что Николай изль^шне лихо рванул че- рез болото. Но в скорости-то как раз и было наше преимущество перед трактора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2