Сибирские огни, 1984, № 12

«Первая любовь», Гребенщиков напишет о своем Егорке: «Без преувеличений и без ненужных, унижающих человека преумень­ шений примем эту жизнь так,-как она здесь чаосказзна, как жизнь одного из сынов ростого и все-таки великого народа. 5едь о народе и был наш главный сказ». с этим трудно «е согласиться. Некото­ рые существенные черты русского народа писатель, выходец из народных низов, от­ разил верно и убедителыно. Зарубежный период творчества Гребен­ щикова еще не изучен. Это объясняется тем, что далеко не все произведения попа­ ли в библиотеки Советской России. Но тут, видимо, следует напомнить, как и чем во­ шел Гребенщиков в русскую литературу начала XX .века. В столичной печати произведения Гре­ бенщикова стали появляться с 1910 г о д а— в журнале «Сибирские вопросы», в горь­ ковских журналах «Современник» и «Ле­ топись», в «Ежемесячном журнале» Миролюбова. В 1913 году в Петербурге вышел первый том повестей и рассказов Гребенщикова «В просторах Сибири», в 1915 — второй. Вслед за этим появились сборники по преимуществу новых расска­ зо в— «Змей Горыныч» (Петроград, 1916), «Степь да небо» (Петроград, 1917), по­ весть «Любава» (Одесса, 1919). Помимо положительных оценок этих книг в тогдаш­ ней периодике, теперь известны отзывы о них В. Г. Короленко, А. М. Горького, А. И. Куприна. В. Г. Короленко писал дочери из И та­ лии: «А знаешь, Наталочка, книга Гребен­ щикова, которую ты — помнишь? — похва-' лила в Болье (сибирские рассказы) — действительно оказалась хороша. Хочу написать автору» (ГБЛ, ф. 135, он. 11, ех 4). А. М. Горький, рекомендуя рассказы Гребенщикова для журнала «Современник», советовал Миролюбову: «Обратите внима­ ние на рассказы Гребенщикова. Автор... молодой парень, са.моучка, ныне постоян­ ный и видный сотрудник «Сибирской жиз­ ни». Рассказы, помещенные в этой газете, очень хороши» (Литературный архив, т. 3, ьМ., 1941, с. 55). А. И. Куприн в лекции, названной им «Судьбы русской литерату­ ры», говорил: «В Москве теперь сложилась школа бытовиков, кропотливых писателей окраин: Шмелев, Замятин, Тренев, Верхо- - устияский, Гребенщиков и другие. Мы не знаем своей родины, а ее нужно знать. Поэтому роль этой школы весьма круп­ ная» (газета «Баку», 1916, 14.X). Гребен­ щиков был деятельным и талантливым участником литературного процесса деся­ тых годов. Конечно, эмиграция, оторван­ ность от истоков творчества не могли не сказаться на писательских возможностях Гребенщикова — не все известные нам про­ изведения зарубежного периода выдержали испытание временем. Но сейчас, когда его роман «Чураевы», повести и рассказы стали достоянием советского читателя, мы с полным основанием можем сказцть, что все значительное в наследии русского писа­ теля является частью нашего националь­ ного достояния, и оно долЖ'Но быть нами принято и освоено, как всякое другое наследство в огромной культуре нашего народа. П убликация, примечание и послесловие Н. Н. ЯНОВСКОГО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2