Сибирские огни, 1984, № 12
бив, за свою пятидесятилетнюю службу в канцеляриях на рудниках (он прожил до 96 лет, грамотен и потому хорошо обеспечен) пользовался всеобщим уважением, однако в главе «Дедушка приехал» он изображен, пожалуй что, неприглядна. Приехал он на ■/своей паре вороных, в «господском башлы ке», в шубе с енотовым воротником, здоро вый и благополучный, приехал к старшему сыну попрощаться (уезжал в дальний город на службу), но дома его не застал; встрети ла его с радостью Елена, измученная хозяй- 'ством, стиркой. «Хотя замерз с дороги старик, но понял, что не вовремя приехал, не в урочный час вошел в эту сырую, парную избу с запахом куриного помета, с овечьими орешками на мокром сене... И не стал ни о чем спраши вать, не рассмотрел внучат, не поднял глаза на печку, где сидел Егорка, с котенком в руках, не оглянулся даж е на Елену, не ви дел, а может быть, и видел, да не захотел показать виду, что видел заплаканные глаза девочек, сидевших на кровати в виноватой тишине. Просто надел шапку на вставшие дыбом редкие седые волосы, откинул назад развязанный башлык и вышел...» На ходу пообещал скоро вернуться, гостинцев купить внучатам, да так они его и не дождались, а лишь измучились ожида нием. Только на второй день под вечер заехал, но снова без гостинцев и снова, не раздеваясь, чуток посидел, произнес не сколько ласковых слов и уехал, нанеся всей семье большую обиду. Объясняется все тем, что он, увидев крайнюю бедность своего большака, «с горя запил». В конце повести писатель существенно смягчает об раз дедушки; иначе, пожалуй, и быть не могло — родственное чувство остается не изменным. Однако суровость автора в гла ве «Дедушка приехал» имеет еще один смысловой аспект, возможно, им не преду смотренный. В деревне, как бы писатель ни восхищался ее единством и ее цельностью, назрели и развиваются социальные про цессы, разъединяющие даже близких родст венников; дедушка возвысился на ступень по социальной лестнице и, видимо, приоб рел'вместе с этим не украшающие его качества: черствость к нижестоящим, глу хоту к нуждам людей, даже некий налет брезгливого презрения к бедности — сами, дескать, в ней повинны. В главе о дедушке все это раскрылось с беспощадной рельеф ностью. В повести создан обаятельный образ казаха Тютюбая. Правда, наиболее полно он дан в главе «В лесах и на горах», во шедшей в книгу Гребенщикова «Чураевы» (в иркутском издании 1982 года), но и в этих главах он появляется и так же, как там, отличается своей любовью к лоша дям. Вот он, Тютюбай, в главе о нелегком походе в горы за лесом для постройки дома: «Тютюбай — пастух ' надежный, на него можно положиться. Спать не будет, лошадей другому не позволит ни путать, ни ловить. И мальчуганы с ним, как цыпля та около наседки. ' Хороший оказался, разговорчивый, со всеми ласковый коротыш Тютюбаюшка. Над ним смеются, шутят, он не обижается, сам шутит, и ломаный его русский язык смешит больше, нежели самые шутки. Около Тютюбая и остальные мужики повеселели...» 8 Сибирские огни кь 12 Так вместе с Тютюбаем вошла- в повесть тема национальная, точнее, интернацио нальная, которой Гребенщиков в начале своего пути отдал немало сил. Сразу вспоминается повесть «Ханство Батырбека», опубликованная М. Горьким в журнале «Современник», рассказы '«Степные воро ны», «На Иртыше» и другие. В них кЛей- мился национализм в любых его формах. В «Егоркиной жизни» о национализме ни слова, просто еще раз выражена любовь Егорки к «Ткгтюбашке» (слово-то не слу чайно ласковое), еще раз образно выска-' зава заветная мысль о равноправии людей всех наций. В Семипалатинске Егорка повстречал Тютюбая, они узнали друг дру га, и первое движение, первое чувство трогает нас своей искренностью и не- посредствевностью: «Егорка обнял Тютю бая прямо за шею, как давно потерянно го, но вот иашедш'егося братца и, не сказавши ни слова, спрятал радостные слезы». Благоговейно изображена мать . Елена Петровна, мечтавшая хоть одного сына непременно выучить, вывести «в люди», чтобы, по ее понятиям, избавить его от тяжкого крестьянского труда. Сама она работала на семью самоотверженно, вы училась только читать, но знала стихи Пушкина и бесчисленное количество песен, хорошо, душевно их исполняла. Первые уроки закона божьего (она была бого-, мольна), первые уроки высокой нравст венности и человеческого достоинства, уроки любви и труда, первые уроки грамо ты Егорка получил от нее. Однажды сов сем по-детски пожалел Егорка мать, устав шую в поле, расплакался. «Именно здесь,— говорится в повести,— .на полосе пшеницы, у недовязанногОь снопа решит она: этого сьЬна вымолить у строгого отца и отдать в учение, в школу. Никола уже останется неграмотным и Оничку учить не доведется». Старший брат Егорки Николай —'человек ' исключительный и по своей выносливости, и по жадности к работе. ^ Во всем — по умению работать, по энер гии и напористости — Николай хотел по ходить на отца и рано стал его незамени мым помощником. Знаменательна сцена, в которой повествуется о горе Митрия, оставшегося вдруг без двух своих помощ ников— жены и. Миколы, заболевших одновременно. «Значит, Оничка и Егорка — двое заменяют Николая. Но где им его заменить?» Теперь «без Миколки и Елены Митрий все должен делать сам... А что -взять с малых детей, Онички и Егорки? Т а ких в городе еще и в школу не посылают, а тут отец их мучает да еще терзает их маленькие душонки ругательством. Все это сам Митрий знает, жаль ему детей, а дети его жалеют». Как отец исхитрился и справился с не отложными делами на покосе, на пашне, подробно, с неповторимыми деталями рас сказано в повести, и все это приподнимает в наших глазах Митрия. Отец 'Егорки вообще одна из заглавных фигур повест вования, и дорогие автору .мысли о сибир ском крестьянстве он . выражает чаще всего через .него. Деятельному Митрию, целиком погруженному в заботы о семье, недосуг заглядывать в самого себя, как-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2