Сибирские огни, 1984, № 12

мятся обзавестись хозяйством, приобрести лошадей, домашний скот и птицу, посадить в огороде все необходимое для жизни. Дружная семья — непременное условие для успешного ведения такого хозяйства. Отсю­ да длительные прочные семейные связи, взаимовыручка, постоянная забота друг о друге. Труд крестьянина, особенно беяно.го, оказавшегося в центре внимания писателя, тяжек, но в повести он опоэтизирован, даже приподнят над обыденностью, нередко до* ставляет удовлетворение, радость, удача в 'достижении цели воспринимается как счастье. «И кто сказал,— полемически спрашивает Гребенщиков своего читателя,— что жизнь мужицкая темна и безрадостна?» — И нето­ ропливо рассказывает, как коллективно проводят сенокос, как убирают пашню, сво­ зят разные «дары земли» домой в амбары, справляют праздник изобилья, если год ока­ зался урожайным... «Весело идет пора мо­ лотьбы,— обобщает писатель,— нет веселее времени для пахаря. Тут все возбуждены, все спешат, всем радостно сбирать, ссыпать, укладывать и запасать не только хлебное зерно, но и овощи, и ягоды, соленье и ва­ ренье, и лен и коноплю». Гребенщиков сам от первого гвоздя до по­ следнего построил в Чураевке дом,.'часовен­ ку, разбил сад и огород, посадил десять ты­ сяч деревьев. Топором он владел так же охотно и умело, как и пером, потому что воспитывался в большой трудовой кресть­ янской семье, работал и на дому и на паш­ не с самых малых лет. И сколько бы ни воз­ никало трудностей на его жизненном пути, писатель-сибиряк не терялся, так как не бо­ ялся никакого труда, а главное, умел тру­ диться. «Весь 1920 год ничего не печатал и не писал,— говорит он в своей автобиогра­ фии,— так как, живя в Крыму, должен был добывать себе пропитание физической ра­ ботой на лошади в лесу и в городе как ло­ мовик и грузчик» («Новые русские книги»,' Берлин, 1921, № 3). Крым в 1919—1920 го­ дах был набит беженцами от Советов, бур­ жуазией всех родов и рангов, жизнь неве­ роятно вздорожала, одним писательским трудом не проживешь... «Ужасно тоскую по Сибири,— писал он в это время С. Н. Серге- ееу-Ц ен ском у,-все ищу пути туда, а пути все больше загромождаются» (ЦГАЛИ, ф. 1161, оп. 1, ех 461). И это понятно; в Крыму белогвардейская армия генерала Врангеля ощетинилась всеми родами ору­ жия, предоставленного ей Антантой. Вчиты­ ваясь сегодня в повесть «Егоркина жизнь», мы, как это ни странно (по содержанию по­ весть далека от революционных событий), начинаем постигать глубинные мотивы ре­ шения Гребенщикова оставить Россию в ка­ нун разгрома врангелевских войск, в канун освобождения Крыма героической Красной Армией. Мотивы, разумеется, мировоззрен­ ческие, орга 1 Нично связаяные с его религиоз­ ными убеждениями и неумением разглядеть классовый антагонизм как в родном селе Николаевском, так и ходе гражданской вой­ ны. По повести, завершенной в 1954—1955 годах, сибирское крестьянство для писате­ л я — некий монолит. И хотя Гребенщиков замечает в нем классовук5 рознь, он не при­ дает ей решающего значения для будущего всей страны. Кулак Михайла Вялков изоб­ ражается «величественным пахарем», «бога­ тырем», который «никого словом не оби-. дит». У него много земли и для ее обработки использовался труд односельчан: «Все это Егорка видел и как-то молча, по-своему, старался все понять: даж е маленькие Вял­ ковы все в сапогах; зипунчики, а зимой — шубки, все по росту, новое, и всего у них хоть отбавляй». Сам Егорка ничего такого не имеет, хотя его родители добросовестно и много работают, в том числе и на Вялко- ва. Егорка лишь заверяет нас, что никакой ' зависти он к богатеям не испытывает. Так же мягко изображен другой деревенский бо­ гач. На свой покос Кирила Касьянов нанял полтора десятка косарей и старается во вре­ мя косьбы почаще давать им передышку: «Кирила знает, если всех их сразу надса­ дишь, за целый день не выжмешь из них то­ го пота, который нужен для хозяина. У него гурт скота и лошадей до сорока голов да полсотни овец. За два дня с шестнадцатью косарями надо рассчитывать, что можно осилить. Но и кулаком Касьянова никто не назовет. Выжмет пот, но не до крови. Тем и слывет, никому в ну^кде не отказывал. Мит­ рий и Елена (родители Егорки.— Н. Я.) это знают и стараются на совесть и до предела сил». В том и другом случае речь идет о «добрых» кулаках, славных уже тем, что пот выжимают не до крови. С них, видимо, и следует брать пример, чтобы обеспечить людям мир и благополучие, как это якобы и произошло в селе Николаевском. Но бед­ ствия-семьи Егорки, семьи батраков, убе­ дительно изображенные в повести, столь прозрачно ясны по своим истокам, что ни о каком благоденствии бедняков в селе и го­ ворить не приходится. Это еще одно из про­ тиворечий в творчестве художника, когда его, так сказать, теоретические установки не совпадают с той правдой, которую он не может не выразить в своих произведениях. Отец Егорки работал на руднике, и у не­ го от колчедана и купоросной сырости забо­ лели ноги. «Вот так,— деловито сообщает писатель,— больные ноги, не дававшие ему спать, решили судьбу Митрия: оставить шахты перед пасхой и вскладчину с таким же бедняком, у кого есть две лошади, по­ сеять не одну, а три десятины хлеба... Обод­ ренный таким решением Митрий на рожде­ ство сторговал Буланиху. И вышло ловко: мужик согласился взять лишь третью часть наличными, вторую часть полудесятиною пшеницы, а последнюю треть деньгами пос­ ле сбора урожая». За этой авторской дело­ витостью, казалось бы, целиком лишенной красочности, за этими митриевыми расчета­ ми, дотошно перечисленными, встает ничем не прикрытая бедность, и во все последую­ щие годы, вплоть до Егоркиной возмужало­ сти, семья так и не сможет из нее прочно выбраться. Несомненно, едва ли не все люди, изобра­ женные в повествдвании, пронйзаны автор­ ской любовью, но это не мешает писателю правдиво рассказать об их характерах и убеждениях, об их нравственных качествах. Митрий, отец, не может усидеть без дела, никогда не жалуется на жизнь, любит жену Елену и детей, но нередко затевает с женой ссоры, подчас по пустякам, сам раскаивает­ ся, объясняя свою раздражительность то од­ ной, то крутой бедой. О дедушке Луке Спи­ ридоновиче рассказывается, что у него «по­ ложительный характер», он прост и незло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2