Сибирские огни, 1984, № 12
ВЯТЬ лет жизни писатель серьезно болел. Татьяна Денисовна, его жена (ныне уже по койная), писала мне в мае 1962 года; «В на стоящее время Георгий Дмитриевич очень ослаб... Говорить не может, читать и писать 'тоже... Немного понимает... Память потеря на... "Ваше письмо я читала ему. Когда ска зала, что оно из Сибири, он прослезился...» Я привожу эти факты для того, чтобы нам сегодня лучше понять характер повести Георгия Дмитриевича «Егоркина жизнь», «лебединой песни» писателя, по- его собст венному определению. Он начал писать ее где-то в 1925—1926 годах, а завершил на склоне лет. Налет сентиментальности, воз вышенной идилличности объясняется его тоской по Родине, его упоением при воспо минании о ней, его слезами умиления, когда он рассказывает о своем далеком детстве и отрочестве, о своих родных и близких. Что касается его отношений к Советской России, то они, разумеется, неоднозначны, но никогда не были враждебными. Суть в том, что Гребенщиков полагал себя вне по литической борьбы. Об этом он впрямую говорил в письме к родным в марте 1919 года: «В смысле политическом я по-прежнему вне всяких партий и смотрю на себя как на живого свидетеля великих потрясений и мечтаю все потом вложить в литературно художественные работы. Потому не могу, не должен быть партийным узким человеком, но обязан объективно и честно наблюдать и отражать» (РО ГПБ, Ленинград, ф. 341, № 444, л. 1—2). Позднее, в повести «Егоркина жизнь», этот взгляд будет обосновываться якобы от ношением к политике русского народа: «Ка кое у народа сердце, какова душа?.. Никто нигде не разглядел во всем величии народа от земли... Политика? Господь с вами! Уж в чем, в чем, а в политике русский народ, во всей массе своей не грешен». Сознательная «беспартийность», декларируемый «объекти визм», принцип «над схваткой» и тому по добные положения, якобы свойственные «в массе своей» народу,— реальный источник заблуждений для многих честных русских интеллигентов, источник их человеческой трагедии, так как это часто и к сожалению они долго не замечали, что логика классо вой борьбы тащила их в стан реакции... Но здесь мы должны отметить, основы ваясь на ряде документов, что Гребенщиков тяжело переживал эмиграцию и не раз вы ражал желание вернуться на Родину. Си бирская писательница Е. Г. Ватман-Орлова, встретившись с Георгием Дмитриевичем в берлинском советском посольстве (1924 год), заметила, что он «о Сибири очсьнь ску чал... жадно и с огромным сочувствием ин тересовался жизнью новой России» (из письма ко мне в ноябре 1974 года). А в 1927 году в письме к А. А. Демидову, автору по вести «Жизнь Ивана», тоже из крестьян, Гребенщиков заявил: «Несмотря ни на что, все же думаю о возвращении в Сибирь и о работе на родной земле». И в 1928 году, по сылая Для публикации в СССР рукопись «Первая помощь человеку», Гребенщиков просил Демидова: «Можете при этом за явить от моего имени, что несмотря на се милетнее отсутствие... я неизменно оставал ся искренним другом всех трудящихся, за рубежом занимался исключительно куль- яа.мепрн^'то*^^” ^ ® ближайшем будущем (ЦГАЛИ продолжить в России» щ ь АЛИ, ф. 165, оп. 2, едх 2 1 ) Г. Д. Гребенщиков при- т о п ^ ^ Я. Шишкову, с ко- с и Г п о с п л Г ° '° В нем он про- 11 ска гп ^п 1 публикации патриоти- Родину из-за морей» ьпяГ влиянием Симонова) и сооб- лА самого начала Отечественной войны женой), кроме очередных работ. в я ™ н лпи историче- “ Обеды, в Русско-американском обще стве 1 ребенщиков встречается с советскими делегатами, велись разговоры о необходи мости переиздания его произведения в Со ветской стране. Читая «Егоркину жизнь», мы без труда обнаружим глубокую религиозность Г. Д. реоенщикова, которую легко понять и объ яснить, но сочувствовать ей искренно мы не ® точнее; мы ее не принимаем. ь 1926 году Гребенщиков приобрел землю в штате Коннектикут неподалеку от Нью- Йорка (в 72 милях) и сам построил там дом, назвав это поселение деревней Чураевка. Именно деревней, потому что позволили на деловых кооперативных началах строиться здесь другим русским, преимущественно си бирякам. Купил типографию, организовал издательство «Алатас», высадил несколько тысяч декоративных деревьев, построил ча совню Сергия Радонежского... Поисками истинной веры Гребенщиков за нимался всю жизнь. Не случайно его пре клонение перед Львом Толстым (см. его вос поминания «У Льва Толстого» в журнале «Вопросы литературы», 1984, № 2), прекло нение, выраженное, кроме того, в другом месте с неменьшим восторгом, для него жизнь и творчество Толстого — это «песня о печалях и радостях, о красоте и боге, о всей непостижимой жизни, которую он так горя чо заставил полюбить» («Сибирский сту дент», 1915, № 3—4, с. 21). Его роман «Чу- раевы» отражает эти христианские настрое ния и устремления. Однако же они диктуют ему и беспощадную критику разных рас пространившихся в Сибири вер, обусловлен ных эгоизмом и стяжательством, как это и произошло с «юродствующим во Христе» Фирсом Чураевым. С прохристианской по зиции, но. мягче, чем сектантство в романе «Чураевы», осуждаются в повести «Егорки на жизнь» атеисты, которые лишь профор мы ради соблюдают религиозные праздни ки; они для них лишь повод для традицион ной гульбы, осуждаются также люди, кото рые цинично, отнюдь не по-христиански уни жают тех, кого считают недостойными божьей благодати (арестантов-преступни- ков, проституток, нехристей из националь ных меньшинств и т. п.). Словом, повесть и в этом плане для Гребенщикова не исключе ние. Но содержатся в ней и свои неоспори мые достоинства, звучащие по-современному злободневно. Повесть «Егоркина жизнь» — о сибирском крестьянстве конца XIX века. И выделены в нем такие качества, как трудолюбие, чест ность, высокие нравственные требования к себе. Люди села Николаевского связаны еще и с ша.хтой, но часто это для них как, отхожий промысел; в основном, они стре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2