Сибирские огни, 1984, № 11

они разыскивали остатки погибшего города, а я — следы сына Филиппа Четвертого. Один раз наш» дороги перекрестились... — Догадываюсь. Читал в журнале. Археологи подняли со дна ящик с монетами и гербом Филиппа Четвертого на крышке. — Да, да! Тот самый случай Они нашли также и часы. Золотые часы с циферблатом, выполненным узором из серебряных гвоздиков. В лаборатории определили, что это часы амстердамского мастера Поля Блонделя, а по следам, оставленным отсутствующими стрелками, оп­ ределили время, когда они остановились,— 11 часов 40 минут,—^это было время гибели Порт-Ройяля. Потом экспедиция уехала,, а я остался. Нанял лодку, рабочего, двух местных водолазов. Глубины там неболь­ шие, только много осадков на дне. Мы ничего не нашли. Только однаж­ ды, я сам лично, копаясь среди развалин,— похоже, церкви,— возле самого берега, где и воды было по колено, поднял вещицу, облеплен­ ную ракушками. Это оказалась большая золотая медаль на цепочке. С чем я и вернулся обратно на Кубу. Хочу показать медаль в музее, специалистам. Пусть определят, чья она и откуда. Дон Мигель сунул руку в ящик стола и положил перед Климом свою находку. Формой и размерами медаль напоминала большие карманные часы с цепочкой. Одна сторона была гладкой, на другой проглядывались затертые — видимо, медаль долго носили под одеждой — следы какого- то герба. Глубокая царапина, как бы прорезанная резцом, пересекала медаль, обрываясь на краю. Долгое пребывание в морской воде не оставило на поверхности каких-либо следов. Клим уважительно постучал по медали пальцем. — Благородный металл! — сказал он. — Покажи,— попросила Ника.— Золото? — Оно самое. — А это что? — Ника показала на резаный след. — Может быть — след лопаты? — Не похоже. Будто ударили чем-то острым. — Скажем — ножом! — Ил» шпагой. — Или шпагой,— согласился Клим.— Шпагой — это даже инте­ реснее. Ника поднесла медаль ближе к потолочной лампочке, рассматри­ вая герб. —^ Поясное изображение мужчины... голова запрокинута,— она пригляделась внимательнее.— А в груди три стрелы. — Так это, видймо, изображение святого Себастьяна,— сказал Клим.— Был в древности такой проповедник, которого расстреляли стрелами, а католическая церковь возвела его в ранг святого. — Святой Себастьян? — удивился дон Мигель. Клим слегка подавил медаль пальцами. — По-моему, она пустая. Это не медаль, а медальон. Видимо, он должен открываться. Он взял со стола складной нож, которым дон Мигель пытался от­ крыть бутылку, поцарапал край медальона, приставил к ребру лезвие, надавил... и крышка с легким звоном отскбчила на стол. — Май диос! — выдохнул дон Мигель. Клим повернул медальон, и на ладонь ему выпала круглая золо­ тая же пластинка с четким резным портретом, отделанным цветной эмалью: мужское лицо, длинный подбородок, усы, стрелочками загну­ тые вверх. До.н Мигель вытаращил глаза. — Филипп Четвертый! — воскликнул он. Руки у него затряслись от волнения, миниатюра выскользнула из Палкцев— Клим подхватил ее на лету. — И на обороте здесь вырезано резцом,—сказал он, наклонившись

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2