Сибирские огни, 1984, № 11
у новичков обычно случались такие разговоры с завгаром: — Яков Ильич, сальник нужно менять, масло гонит. — Пусть гонит. — Выгонит все, разлетится редуктор. — А ты масло чаще и больше доливай. Чего его жалеть? — Не положено так ездить. — А ты зачем сюда приехал: инструкции соблюдать или БАМ. строить? 'Здесь, юноша, работа не стандартная. Но, однако, сам, когда хотел кого-то уволить, цеплялся за фор мальные нарушения: опоздал с выездом на линию, плохо вымыл маши ну, вовремя не сменил масло. А то, что водитель только под утро вер- •нулся из рейса, то, что мойки в гараже нет, а в карьерах и. реках запрещено мыть машины, то, что масла, так же, как и запчасти, посту пают нерегулярно,-—все это отметалось. — Мне кажется,— наконец сказал Олег,— авторитет не бывает без глубокого профессионализма. Поэтому знания — вот что главное в работе. — Ну, не знаю,— не согласился Хамин.— Я вот только недавно узнал, что МАЗ работает на двадцатичетырехвольтовом оборудовании. И что из этого? Авторитет руководителя складывается не из того, уме ет ли он одну гайку от другой отличить, а умеет ли он людьми управ лять. Ты же помнишь, в первый год у меня в гараже сменяемость кад^ ров была 125 процентов. А сейчас что мы имеем? Нормальный контингент механизаторов — вот что мы имеем. Так ведь? — Так,— мотнул головой Олег. В этом он согласился с Хаминым полностью: коллектив сложился хороший. Но не благодаря, а вопреки завгару. «Доблестные комсомольцы... Пусть они где угодно работают, толь ко не у меня, Я лучше возьму специалиста из местных, а не сопливого энтузиаста с комсомольской путевкой. Путевка — она ведь не свиде тельство ума и умения?» говаривал Хамин. Потом оказалось, что с местными спокойно в спокойной обстанов ке. Но когда нужно поработать в выходные дни, задержаться после смены, в личное время заняться ремонтом, выйти на субботник — тогда надежда на комсомольцев. Местным в' это время приспичило сено ко сить, дрова рубить, огород пахать, ягоды-грибы собирать... Поэтому Доблестный Яша совсем без молодых не обошелся. А местные... Что ж, и местные были нужны. Ловить кету, горбушу, добывать белку и собо ля — в этих делах лучших напарников Хамину не найти. Вот так и сложился в гараже коллектив — меньшая часть «абори генов», как говорит завгар, а в основном, парни с комсомольскими пу тевками, у которых, может, и опыта маловато, но их желание быть причастными к делу государственному перекрывает мастерство «або ригенов» от сих до сих. Снова Дуссе-Алиньский перевал. Там, где дорога ластится, льнет влево к скалам, подальше от обрыва, видит Шестак красные огни габаритов. Прижался ЗИЛ-131 к камням. Странно, снежных заносов здесь нет — выходит, не застрял. Дым из выхлопной идет — значит, движок работает. Но помощи никто не просит... Шестак тормозит, но Хамин говорит повелительно: — Поехали, поехали. Нечего. Мало ли кто!.; Или не слышал случаев? Шестак тормозит. В полночь на перевале просто так стоять не будут. Медленно открывается правая дверь, выходит-вываливается едва не падая человек. Идет неверным шагом к «Магирусу», с трудом под нимается на подножку, просовывает голову в кабину, дышит перегаром;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2