Сибирские огни, 1984, № 11
Сороки, смекалка и доблесть, Когда-нибудь, вернувшись в свой Фрунзе, он так же взахлеб будет расказывать истории, которые начинаются сло вами: «А вот у нас на БАМе был случай...»— и опять он из всех дорож ных передряг выйдет героем. ...В шесть сорок Шестак выгружает машину на вокзале. Его фунда мент уже заложен, теперь нужно отсыпать площадь вокруг. В шесть пятьдесят выезжает из карьера вторым рейсом. ...Начало девятого. Сделано по семь рейсов. Неплохо. Бригада со бирается у гаража взять путевки, заправить машины, позавтракать. ...Десять утра. Шестак заезжает в карьер, сбавляет скорость: грун товые воды, до верхнего уровня которых берется гравий, превращают подъездную площадку в трясину. Приходится наугад нащупывать твердый грунт и по нему подъезжать к экскаватору.. Как и трамвайному водителю, здесь лучше не искать новых путей — потеряешь колею и застрянешь. Громкий сигнал — и напрямик, через грязное месиво, идет «Маги- рус» Сороки, обходит Олега и встает под загрузку. Женя довольно смеется. Улыбка у него ослепительная. «Пока ты выруливал, я новую дорогу открыл!» Но когда он отъезжает от экскаватора своим новым путем-дорогой, левая сторона вдруг оседает, и самосвал едва не ложится на бок, в самую грязь. Шестак загружается, осторожно, на длину троса, подруливает к Сороке. — Бог не Тимох, Женя, он шельму метит. — Не Тимох,— соглашается он,— но ты один меня не возьмешь. Действительно, горит, сцепление, рвется трос, но машина ни с места. Подоспел Тулин, сделали двойную сцепку — и только тогда выбрались на твердое место. ...Жара невыносимая. Температура левого и правого блоков двига теля почти сто сорок градусов. До критической еще тридцать. На солнце в этот день термометр показывал сорок семь. Сизая дымка загустела, сопки теперь не видны. На дороге пыль, с каждым рейсом она становит ся все плотнее, кажется, что висят и не могут опуститься на землю круп ные песчинки и частицы земли. Приходится включать фары. Темп жесткий, даже жестокий — три с половиной рейса в час. Одна ходка в обе стороны — шесть километров. Темп завораживает. Кажется, будто и не ты управляешь машиной, а кто-то через тебя отдает команды, а ты только крутишь баранку, двигаешь рычагами, жмешь на педали. Но почему-то не кто-то, а именно ты чувствуешь своим позвоночным столбом все напряжения рамы, скрипы рессор, удары амортизаторов — будто на себе везешь пятнад цать тонн груза. И у тебя заливает жаром лицо, когда поднимается температура двигателя. И твои руки ломит, когда машина не слушается руля. Кажется, что и сердце твое работает в такт с десятью цилиндрами дизеля... В десять тридцать Шестак не выдерживает, останавливается у вагонов электропоезда. Здесь дежурный целый день из шланга полива ет участок дороги. Иначе фильтры поезда не в состоянии поглотить пыль, висящую над дорогой. Парень понимает без слов и направляет струю чудно-прохладной воды на двигатель, ветровое стекло, льет в ка бину, не забывая пустить струю на Олега, знает, что возражений не будет. На минуту здесь останавливается и Витя Ильенков, водитель водо возки. Он подставляет под струю свою ладонь — хочет отведать чужой водицы. ' . Виктор — интересный парень. По вечерам он строит дельтапланы. Подняться в воздух с птицей вместе у- нет проще и древнее желанья человека. А днем летает он по стройке. Холодная вода в автоцистер не — вот знатный груз. Месить раствор, еду готовить, просто пить — короче, нужна вода, чтоб жить. Но чтобы жить нормально, нужна еще 17 2 Сибирские огни № II
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2