Сибирские огни, 1984, № 11
ваннное в этом сборнике проникнуто глу боким знанием изображаемого, художест венной и психологической достоверностью, непреходящей болью о сложивших свои головы на поле брани. Следует сразу отметить, что, повествуя о действиях советских воинов на восточных рубежах нашей Родины, писатель оказался перед нелегкой творческой задачей. С одной стороны, августовская кампания 1945 года была стремительной и не столь кровопро литной по сравнению с битвами на запад ных фронтах Отечественной войны, так что могло создаться впечатление нео.бычайяой легкости одержанной победы, но с другой —ей предшествовала многолетняя, напря женнейшая, изматывавшая людей физиче ски и морально «позиционная» борьба на маньчжурской границе. И, надо сказать, обманчивую легкость «дальневосточной войны» В. Шорору уда лось передать. Писатель показывает не только наступательный героизм наших бой цов и командиров, но и, быть может, что важнее всего,— неброский, почти незамет ный героизм томительного вынужденного ожидания: выдержку, мужество, хладно кровие при постоянной готовности вступить в бой, сознание воинами-дальневосточника- ми своего боевого долга, важности своей трудной миссии. Основой конфликта, который проходит через большинство рассказов В. Шорора р на котором построена самая крупная в сборнике вещь — повесть, давшая заголо вок всей книге, является двойственность си туации, когда, честно выполняя свой долг, не давая врагу напасть с востока, открыть второй фронт, многие солдаты и офицеры как бы ощущают свою ущемленность, угрызение совести перед теми, кто в это время в боях л немецкими фашистами про ливает кровь, отдает жизни. Название повести «Возьмите меня в раз ведку» совершенно точно выражает наст роение главного ее героя, молодого коман дира взвода минометчиков, лейтенанта Виктора Савина, который всеми силами рвется на «настоящее дело», на «настоящую войну». И, как узнаем, не он один — едва ли не половина офицеров его артиллерий ского полка подала рапорты с просьбой «перевести их в действующую армию». Казалось бы, такое естественное для нас тоящего гражданииа-патриота стремление надо только приветствовать. Но вот что по этому поводу говорит комиссар полка: «— Конечно, тебя надо бы похвалить,— сказал он раздумчиво и положил на стол мой рапорт.— Молодец, что стремишься на войну. Но хвалить тебя не могу: ты не ду маешь о своих боевых товарищах. Пишешь вот — отправить тебя на фронт. А разве у нас тут не фронт? Ты уедешь, я уеду — кто японцев держать будет?..» Еще более резко и определенно высказы вается товарищ Савина, лейтенант Лазарев, по годам чуть только старше Виктора: «— А насчет войны не беспокойся. Война тебя найдет. Каждого из нас найдет!— ска зал Лазарев и добавил с вызовом:— Служ бу надо нести, а не выставлять из себя ге роя. Нести!» Собственно говоря, основное содержание этой повести и посвящено изображению обыденной, далекой, на первый взгляд, от героизма службе в полку, который вместе с другими приграничными частями живет в постоянном ожидании наступления против ника. Строевая подготовка, учебные стрель бы, тактические занятия и т. п.— все это показано В. Шорором убедительно, досто верно, со знанием мельчайших подробностей армейского быта и военно-политической атмосферы той поры на Дальнем Востоке. И на этом точно очерченном фоне еще жизненнее под пером автора становятся персонажи повести, еще естественнее выгля дит их эволюция — от безрассудно-горячих, рвущихся непременно туда, где град пуль и снарядов, юнцов до вполне уже зрелых, прочно осознающих себя и свое место в великой битве воинов. Не случайно же, в конце концов, прослужив на дальневосточ ных рубежах более четырех лет, главный герой повести Виктор Савин приходит к вроде бы и не очень сложной, но тем не менее глубокой и значительной мысли: «Я понимал, что остался в этой жизни с минометным полком и пройду с ним весь его путь, который кем-то и для чего-то намечен. Ибо не бывает в этом мире, как я потом убедился, ничего просто так, по,пусту, во всем есть определенная цель — малая или великая». Кстати, вспомним, как это не похоже на первоначальные настроения Виктора, какое заметное движение вперед проделало его самосознание! Однако пришел час и длй воинов-дальне- восточников, вставших заслоном на пути японскому милитаризму. В то время как вся страна праздновала победу над Герма нией, и «в мае, в июне, в июле стали воз вращаться по домам отвоевавшие солдаты», здесь, на другом краю Советского Союза, «к августу все было готово к новой, к на шей дальневосточной войне». Впрочем, и в повести «Пошлите меня в разведку», и в рассказах, посвященных этой теме, непосредственно о боевых действиях В. Шорор пишет весьма и весьма скупо. Но, убеждает нас автор логикой своего худо жественного изображения, в какой-то осо бенной красочности, приключенческой увле кательности, впечатляющей панорамности и нет нужды. Важнее и интереснее в данном случае было увидеть и показать нам, чита телям, скрытую, подводную часть айсберга — ту огромную и напряженную работу, которая велась в ходе подготовки к «даль невосточной войне», которая и молниенос ной, и блестяще-победоносной стала только благодаря неустанному, в течение четырех лет, незаметному «черновому» ратному труду. Не все произведения, составившие новую книгу В. Шорора, наполнены сугубо воен ным материалом. Источник таких рассказов, как «Конькй-конечки», «Встаньте парами», «Грани пирамиды»— детские впечатления и воспоминания. «Иванов и его лейтенант», «Поющие журавли» рассказывают о днях сегодняшних. Повесть «Найдется добрая душа» и рассказ «Это — судьба!» представ ляют собой своеобразные эссе о литинсти- тутском братстве, о литературных учителях автора книги. Но и в самых, казалось бы, «мирных» произведениях В. Шорора нет-нет да и даст о себе знать жестоко-мертвящее дыхание войны. Как, скажем, в безоблачно лирических поначалу экскурсах в детство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2