Сибирские огни, 1984, № 11

ваннное в этом сборнике проникнуто глу­ боким знанием изображаемого, художест­ венной и психологической достоверностью, непреходящей болью о сложивших свои головы на поле брани. Следует сразу отметить, что, повествуя о действиях советских воинов на восточных рубежах нашей Родины, писатель оказался перед нелегкой творческой задачей. С одной стороны, августовская кампания 1945 года была стремительной и не столь кровопро­ литной по сравнению с битвами на запад­ ных фронтах Отечественной войны, так что могло создаться впечатление нео.бычайяой легкости одержанной победы, но с другой —ей предшествовала многолетняя, напря­ женнейшая, изматывавшая людей физиче­ ски и морально «позиционная» борьба на маньчжурской границе. И, надо сказать, обманчивую легкость «дальневосточной войны» В. Шорору уда­ лось передать. Писатель показывает не только наступательный героизм наших бой­ цов и командиров, но и, быть может, что важнее всего,— неброский, почти незамет­ ный героизм томительного вынужденного ожидания: выдержку, мужество, хладно­ кровие при постоянной готовности вступить в бой, сознание воинами-дальневосточника- ми своего боевого долга, важности своей трудной миссии. Основой конфликта, который проходит через большинство рассказов В. Шорора р на котором построена самая крупная в сборнике вещь — повесть, давшая заголо­ вок всей книге, является двойственность си­ туации, когда, честно выполняя свой долг, не давая врагу напасть с востока, открыть второй фронт, многие солдаты и офицеры как бы ощущают свою ущемленность, угрызение совести перед теми, кто в это время в боях л немецкими фашистами про­ ливает кровь, отдает жизни. Название повести «Возьмите меня в раз­ ведку» совершенно точно выражает наст­ роение главного ее героя, молодого коман­ дира взвода минометчиков, лейтенанта Виктора Савина, который всеми силами рвется на «настоящее дело», на «настоящую войну». И, как узнаем, не он один — едва ли не половина офицеров его артиллерий­ ского полка подала рапорты с просьбой «перевести их в действующую армию». Казалось бы, такое естественное для нас­ тоящего гражданииа-патриота стремление надо только приветствовать. Но вот что по этому поводу говорит комиссар полка: «— Конечно, тебя надо бы похвалить,— сказал он раздумчиво и положил на стол мой рапорт.— Молодец, что стремишься на войну. Но хвалить тебя не могу: ты не ду­ маешь о своих боевых товарищах. Пишешь вот — отправить тебя на фронт. А разве у нас тут не фронт? Ты уедешь, я уеду — кто японцев держать будет?..» Еще более резко и определенно высказы­ вается товарищ Савина, лейтенант Лазарев, по годам чуть только старше Виктора: «— А насчет войны не беспокойся. Война тебя найдет. Каждого из нас найдет!— ска­ зал Лазарев и добавил с вызовом:— Служ­ бу надо нести, а не выставлять из себя ге­ роя. Нести!» Собственно говоря, основное содержание этой повести и посвящено изображению обыденной, далекой, на первый взгляд, от героизма службе в полку, который вместе с другими приграничными частями живет в постоянном ожидании наступления против­ ника. Строевая подготовка, учебные стрель­ бы, тактические занятия и т. п.— все это показано В. Шорором убедительно, досто­ верно, со знанием мельчайших подробностей армейского быта и военно-политической атмосферы той поры на Дальнем Востоке. И на этом точно очерченном фоне еще жизненнее под пером автора становятся персонажи повести, еще естественнее выгля­ дит их эволюция — от безрассудно-горячих, рвущихся непременно туда, где град пуль и снарядов, юнцов до вполне уже зрелых, прочно осознающих себя и свое место в великой битве воинов. Не случайно же, в конце концов, прослужив на дальневосточ­ ных рубежах более четырех лет, главный герой повести Виктор Савин приходит к вроде бы и не очень сложной, но тем не менее глубокой и значительной мысли: «Я понимал, что остался в этой жизни с минометным полком и пройду с ним весь его путь, который кем-то и для чего-то намечен. Ибо не бывает в этом мире, как я потом убедился, ничего просто так, по,пусту, во всем есть определенная цель — малая или великая». Кстати, вспомним, как это не похоже на первоначальные настроения Виктора, какое заметное движение вперед проделало его самосознание! Однако пришел час и длй воинов-дальне- восточников, вставших заслоном на пути японскому милитаризму. В то время как вся страна праздновала победу над Герма­ нией, и «в мае, в июне, в июле стали воз­ вращаться по домам отвоевавшие солдаты», здесь, на другом краю Советского Союза, «к августу все было готово к новой, к на­ шей дальневосточной войне». Впрочем, и в повести «Пошлите меня в разведку», и в рассказах, посвященных этой теме, непосредственно о боевых действиях В. Шорор пишет весьма и весьма скупо. Но, убеждает нас автор логикой своего худо­ жественного изображения, в какой-то осо­ бенной красочности, приключенческой увле­ кательности, впечатляющей панорамности и нет нужды. Важнее и интереснее в данном случае было увидеть и показать нам, чита­ телям, скрытую, подводную часть айсберга — ту огромную и напряженную работу, которая велась в ходе подготовки к «даль­ невосточной войне», которая и молниенос­ ной, и блестяще-победоносной стала только благодаря неустанному, в течение четырех лет, незаметному «черновому» ратному труду. Не все произведения, составившие новую книгу В. Шорора, наполнены сугубо воен­ ным материалом. Источник таких рассказов, как «Конькй-конечки», «Встаньте парами», «Грани пирамиды»— детские впечатления и воспоминания. «Иванов и его лейтенант», «Поющие журавли» рассказывают о днях сегодняшних. Повесть «Найдется добрая душа» и рассказ «Это — судьба!» представ­ ляют собой своеобразные эссе о литинсти- тутском братстве, о литературных учителях автора книги. Но и в самых, казалось бы, «мирных» произведениях В. Шорора нет-нет да и даст о себе знать жестоко-мертвящее дыхание войны. Как, скажем, в безоблачно­ лирических поначалу экскурсах в детство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2