Сибирские огни, 1984, № 11
а вот большая забылась. Но зато после того, как купил машину, «почувствовал се бя наравне со всеми». Вот оно, ключевое слово, объясняющее поведение жителей ры бацкой деревни: желание быть «наравне со всеми», жить «не хуже других». Этот прин цип, как холерный вибрион, проникает в сознание не привыкших особенно рассуж- дать людей, развращает их и толкает на неблаговидные поступки. Первое, поверхностное знакомство с бы том жителей рыбацкой деревни вызывает чувство внутреннего протеста, негодование, наконец, просто недоумение. В наше время и вдруг такое? Да не может быть! Но вчитавшись поглубже, приходишь к выводу может. Почему же нет? В деревне браконье рам все условия созданы для «хорошей жизни». Инспектор рыбоохраны Мелехин только «чужих» штрафует, «своих» же не трогает: кого побаивается («ребята у нас лихие»), а кого и неудобно обидеть — сват, кум, сосед или просто пьют вместе. По этой же причине он «не замечает», что рыбаки с работы часть улова домой несут. А заведующему участком Бычатиикову это' на руку — отчетность хорошая, штрафов нет. И милицейское начальство Мелехин тоже не обидит, если тому рыбки захочет ся. Даже не даст утруждать себя ловлей, мешок-другой конфискованной рыбы всегда подкинет. Одним словом, компания подобралась теплая. При таком «командовании» озеро для браконьеров в полном смысле слова — '«золотое дно». Предельно точно деревенская обстановка сформулирована одним из ге роев повести Колькой Мочаловым, при ехавшим из совхоза на озеро за легкой наживой: «Вас тут много, все, можно ска зать, а я там один был. Презирать они меня стали: директор, парторг... А тут нико го нет: ни сельсоветской власти, ни партей- ной. Один Бычок (Бычатников.— О. К.), и тот больше спит». Но не все жители деревни окончательно потеряли человеческий облик. Первым про тив браконьерского «счастья» восстает сын Петьки Махова — Саша. Правда, его по пытка ..бороться — письмо в областную ин спекцию рыбоохраны — ни к чему не приве ла: Мелехин, узнав о ревизии, предупредил «своих», чтобы на время сняли сети. Но здесь важно другое: человек понял, что дальше так жить нельзя. То, что легкая нажива портит рыбаков, хорошо понимает и другой герой повести — Канка Качурин. Он выбирает свой метод борьбы с браконьерами — снимает по ночам сети. Развязка повести — убийство Канки, со вершенное Петькой Маховым, не удивляет, скорее, наоборот, представляется вполне за кономерной. Если у человека все чувства вытеснило одно — собственническое, если ради него он уже не раз переступал законы, вряд ли он остановится и перед этим. Ав тор скупо говорит о последовавших затем событиях, но думается, эта трагедия отрез вит жителей деревни, поможет им понять всю глубину их падения. К сожалению, подробно исследовав усло вия, позволяющие браконьерам безнаказан но хозяйничать на озере, убедительно дока зав саму возможность существования в на ше время целого «коллектива», грабителей природы, Г. Соловьев не вскрывает корней этого явления. Не с неба же она свалилась, эта деревня, в конце-то концов? Безуслов но, непрерывная погоня за наживой посте пенно вытесняет из души человеческой нравственное начало, всяческую духовность, но именно постепенно; в повести же этого не видно. Автор выявил лишь симптомы, но не истоки, не причины. Как человек ста новится браконьером, более того, как целая деревня превращается в стаю хищников, начинает жить по волчьим законам,— вот что представляется главным объектом ис следования. Автор же весь корень зла видит в пьянст ве. Вот как выглядит в его изложении исто рия Штьки Махова: когда-то о нем «в рай онной газете писали, на собраниях в прези диум выбирали и в пример ставили. Не пил тогда Петька, воздерживался. А потом сообразил, хватило на то ума, что лучше сдавать не весь улов, а часть утаивать и продавать заезжим покупателям... Все мень ше рыбы стал Петька сдавать на базу, все чаще и чаще выпивать». Этой же причиной объясняет свое падение Мелехин: «Водоч ка проклятая! Чтобы на моем местё рабо тать, надо не пйть ни граммочки, чистень ким стеклышком быть». С горечью говорит один из героев: «Скоро, наверное, главным достоинством человека будет то, что он не пьет». Вряд ли столь сложное явление, как сов ременное браконьерство, можно объяснить только этой причиной. Досадно также, что Г. Соловьев не су мел преодолеть некоторой схематичности, плакатности в изображении характеров. К тому же образы полодсительных героев по лучились у него куда менее рельефными, чем. главное действующее лицо повести — «сильная личность» Петька Махов. Однако точность социологического анали за в отдельных главах, глубокое знание жизни позволяют думать, что автор не случайный человек в литературе, что от него мы вправе ждать интересных художест венных открытий. Олег КОРОСТЕЛЕВ. ВладиАмр Шорор. Пошлите меня в развед ку. Повести и рассказы. М., аСовремен- ник», 1983. Владимир Шорор — писатель фронтового поколения и вполне естественно, что новый его сборник рассказов и повестей — о вой не, о годах сурового лихолетья, о боевых друзьях-товарищах, живых и павших. Но пишет он не о войне с германским фашиз мом, хорошо известной всем нам по много численным произведениям литературы и ис кусства, а о другой, знакомой нам гораздо меньше, но также сыгравшей свою немало важную роль в победоносном завершении второй мировой — войне против японского милитаризма. Всю Великую Отечественную войну автор книги провел на Дальнем Востоке в ка честве артиллериста-минометчика в частях Красной Армии, противостоявшей Кйан- тунской группировке, и в своих'произведе ниях он выступает как непосредственный участник и очевидец событий тех дней. И не удивительно поэтому, что все опублико-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2