Сибирские огни, 1984, № 11
тема, проходит почти через все произведения Владимира Конькова. Большая жизненная драма возникает не ожиданно перед нами нз простой историй ки, которую поведал автор в рассказе «Летят утки и два гуся». От одной случай но встреченной в дороге бабки узнает вдруг герой странную новость: его отец, оказыва ется, в молодости очень хорошо играл на гитаре. Он вроде бы играл, а она, страшная сейчас, сся-нувшаяся в три погибели, бабка, пела: «Летят утки и два гуся...» Пела — и оба они, она и его отец, плакали от пе реполнявшего их чувства, от счастья. И не поверил бы бабке сын — не покажи она ему фотографию: ведь никогдй-никогда потом, сколько сььн помнил себя, не брал отец в руки гитару. И не пел никогда песен... Рассказ этот, правда, несколько растянут. Только от момента встречи с Варфоломеев ной, этой старушкой певуньей, обретает он упругость, движение. Да и Гошка, шахтер, не совсем естественен. «А пуще всего каж дый из нас друг перед другом виноват»— этот мотив, «зазвучавший в его душе», вряд ли свойственен герою, простому, бес хитростному парню. Тема взаимоотношений отцов и детей Продолжается в рассказе «Решение». Сын, потолкавшийся в жизни, натерпевшийся неудач, отогретый и обласканный в отчем доме| думает уже остаться тут, рядом с ма терью. А она, мать, чувствует это, и душа у нее болит сейчас даже больше, чем тогда, когда они были в разлуке. Матери дарят сыновьям весь мир, огромный и прекрасный, и им хочется видеть своих сыновей орлами — даже улетевшими пусть далеко и высоко — но именно орлами! И внезапное понима ние этого наполняет сына и силой и реши тельностью. Не все, конечно, получилось у автора. Несколько выпадают, на мой взгляд, из сборника небольшие рассказы «Обыкновен- ' ная сказка», «Березовая ветка», «Когда распускаются листья»— они о детях, об их первых шагах в большом и многотрудном житейском мире. Эти рассказы несколько облегчены, порой даже сентиментальны, хотя и в них, как и, во всем сборнике, пе ром автора движет безусловное знание жизни, ее сложностей, пропущенных через его умное и доброе сердце. В. ЖИГАЛКИН. В. г. Захарченко, М. Н. Мельников. Свадь ба Обско-Иртышского междуречья. М., ■(Советский композитор», 1983. Русский (и шире — славянский) фольклор Сибири в последние годы привлек внимание читателей рядом изданий. Это прежде всего вышедшие в Новосибирске несколько томов сказок: «Русские народные сказки Сибири о богатырях», «Русские героические сказки Сибири», «Русские волшебные сказки Си бири», «Русские народные сатирические сказки Сибири». Издано также три тома обрядовой поэзии: «Русские свадебные пес ни Сибири», «Обрядовые песни русской свадьбы Сибири», «Календарно-обрядовая поэзия сибиряков». Уже один перечень этих книг говорит о том, какую работу провели сибирские фольклористы и издатели, А ведь существовало среди ученых мнение, что у русских сибиряков нет фольклора, что Си бирь вообще ые располагает человеьса к песне, к творчеству. В упомянутых книгах наряду с известны ми помещены и новые тексты, записанные совсем недавно. Это говорит о том, что сов ременные фольклористы успешно продолжа ют традиции ученых и собирателей дорево люционных и довоенных лет. Можно с уверенностью сказать, что в Сибири сейчас плодотворно работают фольклористические центры, сосредоточенные в педагогических институтах, и они обязаны своим существо ванием энтузиастам-фольклористам. В Ом ске это — Т. Г. Леонова, в Иркутске — Е. И. Шастина, в Новосибирске — М. Н. Мельников. Успешно работают фольклори сты в Красноярске, Улан-Удэ и других городах. Ими создано немало сборников научных исследований, собран во время экспедиций и фольклорной практики бога тейший материал. И все это — на высоком идейно-теоретическом уровне! Одним сло вом, мы имеем дело с прочными и доброт ными научными традициями. Выход в свет фольклорного сборника В. Г. Захарченко и М. Н. Мельникова — еще одно подтверждение высокого уровня развития сибирской фольклористики. Прежде всего сборник свидетельствует о хорошо поставленной собирательской рабо те. В нем опубликован результат кропотли вой, многолетней деятельно;ти собирателей- фольклористов. Однако не только в этом значение сборника. Фольклор — искусство синкретическое. Больше «везет» фольклору, когда его соби рают филологи. Но фольклор — это и му зыка, фольклор — это и быт. Песня не ска зывается, а поется, сказка — не читается, а рассказывается, разыгрывается. Сборник, о котором идет речь, в этом отношении ред кое издание: он не только поэтический, но и музыкальный. Несомненно, издательство «Советский композитор» делает большое, чрезвычайно важное дело, публикуя музы кальные фольклорные сборники. Конечно же, особенно это ценно, когда заходит речь о фольклоре Сибири, практически не имею щем музыкальных записей. И сборник являет собой прекрасный обра зец сотворчества разных специалистов. Сколько призывов к объединению фолькло- ристов-филологов и фольклористов-музыко- ведов было на протяжении XIX—XX вв.! В науке, к сожалению, призывы так и оста лись призывами: музыковеды редко обра щают внимание на достижения филологов, филологи мало интересуются успехами му зыковедов. Но когда они объединяются, удача налицо. Особенно в издании фолькло ра. Думается, успех рецензируемого сбор ника во многом обусловлен сотворчеством его составителей — музыковеда В. Г. З а харченко и филолога М. Н. Мельникова. Немалая заслуга в том, что сборник полу чился, принадлежит одному из старейших фольклористов, знатоку музыкального на родного творчества Е. В. Гиппиусу. Сборник состоит из двух частей. В первой части свадебный фольклор представлен не только как искусство слова и как музы кальный фольклор, в ней даны и описания свадебных обрядов. Таким образом, .зпесь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2