Сибирские огни, 1984, № 11

невысказанная любовь к дочери Калли'стра- та зеленоглазой Федосье. Учар мучается и как бы разрывается межд^у двумя берегами Катуни — на одном отец, дцузья детства, новая жизнь, на дру­ гом — Каллистрат, его богатство, Федосья... Внутренняя борьба приводит Учара к раз­ рыву с другом детства Салкыном, ставшим секретарем комячейки. Салкын хочет вер­ нуть его на свой берег. Примечателен в этом отьюшенни их последний разговор: «— Ты меня за врага считаешь. Скажи! .— Нет, .Учар,— спокойно ответил Салкын. — Я просто хочу, чтобы ты возвратился на наш берег. Видишь, как у нЯс хорошо. Сколько молодежи. А какие девушки... А ты... — Что я? — С кем ты там играть станешь? Разве что со свиньями Каллистрата. Ты продался кулаку за кусок хлеба... Ты — предатель...» Так расходятся дороги вчерашних дру­ зей. Учар уходит с игрища и, повинуясь зо­ ву сердца, переплывает с лошадью через бурную ночную Катунь на другой берег, к Федосье. А на том берегу встречают его бандиты, которым надо одно: чтобы Учар стал их пособником в ограблении богатого Каллистрата. Бандиты в конце концов получают дос­ тойный отпор. Подло, по-предательски один из них ранит Учара, и любимая девушка Федосья везет его, еще пребывающего в бреду,' к родному берегу, на котором ждут их родные, друзья, новая жизнь... Все ли удалось автору в этой повести? Вызывают сомнение некоторые черты в об­ разе кулака Каллистрата. Автор не до кон­ ца раскрывает его. Он не показан тем ми­ роедом, тем классовым врагом, какими были эти люди в действительности. Недо­ сказанность, недорисованность образа как- то сглаживает его. Каллистрат остается по сути вне непримиримой борьбы, что' идет вокруг. В повести «Голова- жеребенка» рассказы­ вается о событиях времен коллективизации. Главный герой — м'олодой коммунист Байю- рек, председатель сельсовета, ведет неприми­ римую борьбу с заведующим конефермой Иугушем и председателем колхоза Сарба- ном. Эти два человека обманным путем проникли к власти и, получив партбилеты, держат село «в аркане», творят беззаконие. Ненависть этих «больших людей» к Байюре- ку не останавливает их ни перед чем. Они готовы физически расправиться над неугод­ ным им человеком, но не сами, а руками запуганных ими людей, таких, как много­ детный балагур Капеш. Однако последний не идет на убийство председателя Совета. В конце концов «большие люди» соверша­ ют подлость и путем подлога убирают Байюрека, но справедливость побеждает, и перед судом сеЛьчан оказываются Иугуш, Сарбан и их единомышленник Кукпаш. Повесть написана сжато, лаконично и с большой художественной достоверностью. Не так велика и повесть «Абайым и Гнедко». Это трогательная история жизни старика Абайыма и его лошади. Через всю повесть красной нитью проходит мысль о .том, как прожить на земле, чтобы после .твоего ухода лади могли сказать: «Хорсышим человеком вы были, хорошо потрудились, а теперь отдыхайте!» О нелегком труде сельсьсик земледельцев рассказывает повесть «Его земля». В центре ее образ вчерашнего школьника Сунера, впервые принимающего участие в нелегком весеннем севе на родной земле. В повести «Крик с вершины» показан ответственный и героический д^аже в своей обыденности труд животноводов — чаба­ нов. Любое время года для главного героя повести Калана Алымова и его товарищей по работе — экзамен на зрелость. Зима — это морозы, снежные заносы, борьба за живучесть отар; весна — это беспокойное время окота животных; лето — нелегкие поиски сочных пастбищ, осень — время дож­ дей и подготовки к новой зимовке... Под стать главному герою повести и люди, окружающие его: старый чабан Мыйыкс — ветеран войны, дошедший с боями до Бер­ лина; временный помощник Калана Ткупаш — начинающий писатель. В образе послед­ него несомненно есть элементы автобиогра­ физма. Написать о чабанах, об их труде с такой достоверностью мог только человек, хорошо знающий сам цену этого нелегко­ го дела. Есть в творческой манере Дибаша Каин- чина одна немаловажная особенность. При­ рода родного ему Алтая не просто при­ сутствует в его произведениях, а играет в них немаловажную роль. Так, ненавязчи­ во и естественно одушевляется река Катунь в повести «С того берега». В порыве ве­ ликого горя старик Курендай проклинает реку, забравшую у него сына, но, опомнив­ шись, он просит у нее прощения за дерзкие слова и -целует ее полую мутную воду. Молчаливый разговор ведет с рекой и Учар, переплывая через нее к своей воз­ любленной. Д а и сама Катунь говорит о себе и о своей силе словами. гневными и тяжелыми, как гневны и тяжелы ее волны, разбивающиеся о многочисленные - подвод­ ные валуны. С первых строк повести «Голова жеребен­ ка» почти ощутимо вторгается в жизнь ее главных героев великое чудо — природа; «Ночь стоит прекрасная. С круглого месяца, будто из переполненного вымени, бьет бе­ лый молочный свет, наполняет долину, льется через край. Звезды на небе редкие, но большие, с золотистыми усами, усы го­ рят, потрескивают. Горы в синей дымке сказочно, красивы: те, что под месяцем,-- темно-синие, подошвы, их затемнены теня­ ми от своих же вершин; те, что на севере, подсвечиваются дальним светом, и так от­ четливо прочерчены их контуры, что видны на гребнях лохматые силуэты деревьев...» Рядом с этим опоэтизированным миром и живут герои повестей «Абайым и Гнедко», «Его земля», «Крик с вершины». Они — из сегодняшнего дня. Механизаторы и чаба­ ны— люди красивые и добрые, как краси­ ва и добра щедрая природа Горного Алтая, певцом которого по праву можно назвать Дибаша Каинчина. Анатолий СОРОКИН. В, Коньков, Уголок свиданий. Кемеровское кн. изд-во, 1981. «Уголок' свиданий»— вторая книга Вла­ димира Конькова. Всего вторая, к сожале- 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2