Сибирские огни, 1984, № 11
ителей выписаны е глубоким знанием технологии производства и производствен ных конфликтов. Работу бетонщиков, мон тажников, плотников, наладчиков А. Зябрев выписывает достоверно и убедительно, без прикрас, потому что сам пришел в литера туру с большим трудовым опытом — был и плотником, и кесонщиком, и арматурщиком, и монтажником турбин. Суть замысла повестей «Никто, если не мы» и «Для кого зацветает верба» выраже на в беседе Гурия Курмакина — совхозного полевода с представителями строительного управления: «— Прополис и мед, они от язвы незаме нимы,— напомнил о своем Зуев.— Какие же могут быть сравнения? Здоровье людей и... какие-то расходы.» — Так вот1— еше пуще обрадовался Курмакин и даже сапогом затопал по зем ле.— Такая же логика применительна и для других ситуаций. Для ситуаций с молоч ко-м, тво.рожком. С огурчиком, репкой... Огурчики вы сейчас в банках получаете из Минска. Помидор из Молдавии. Семь тьь- сяч километров. Дыню один раз в год и то из Ташкента. Какая же ^то линия? Комплекс строите, а комплекса-то, извините, тю-тю. Не настоящий выходит ваш комплекс-то, однобокий». Слова Курмакина напоминают мне снай перскую очередь пулемета — каждая пуля в мишень, в самое яблочко. Дело в том, что рекультивация почвенно го слоя осуществляется с натугой. Строи тельные объекты оттесняют деревню, отка чивают из колхозов и совхозов рабочую силу, а ведь на этих землях, что называет ся под боком, можно и нужно выращивать продукты, притом в изобилии, а не приво зить из Молдавьш и Белоруссии. Значит, необходимо продумать и решить практиче ские задачи комплексного развития про мышленности и сельского хозяйства в этом регионе. • Приспела пора решать проб лему Жилья ■сельских жителей на таком же уровне и с такими же удобствами, как и в рабочих посел ках, городах. Автор подсказывает ре шения этой проблемы: создание заинтересо ванности строителей в постоянном, ком плексном развитии угледобычи и выращива ния урожаев: нужны трудовой контакт, взаимопомощь и сближение интересов не на сезоны посевных и уборочных, а на долгие годы; пусть и уходящие на пенсию строи тели и угольщики поселятся в удобных сельских квартирах, поближе к огородам и плодородным полям, включая пасеки, медо- сборные луга и косогоры. Во вступлении к повести «Для кого цве тет верба» Анатолий Зябрев оговаривается, что у, него не было намерения писать эту повесть для продолжения разговора о КАТЭКе, но .она безоговорочно и плотно впаялась в общий авторский замысел. В ней идут размышления о взаимовлиянии психо логии городской И' сельской, о наших нелег ких сегодняшних проблемах, о глобальней шем вопросу: как жить станем завтра, как делать наше общее дело? Мне особенно запомнились наблюдения автора при посещении пасек в горных рай онах КАТЭКа. У одного добросовестного, трудолюбивого пасечника каждая пчело семья заполняет соты, начиная со цветения верб до осени, у другого пчел постоянно подкармливают сахаром, иначе они погибнут с голоду. В чем же дело? Пясечтшк, который требует ва подкормку пчел сахар, просто лежебока, не знает и не хочет знать, что надо делать, чтобы пчелы собирали нектар так же активно, как в со седней пасеке, у трудолюбивого и внима тельного пчеловода. 'Таким образом, ответ на вопрос — для кого зацветает верба — напрашивается сам собой. Конечно, не для трутней. Как видим, не захлестнули Анатолия Зяб- рева крутые волны событий на КАТЭКе. Он положил доброе начало в художественном осмыслении этого великого события на зем ле сибирской. Иван ПАДЕРИН. Дибаш Каинчин. Крик с вершины. Повести. Барнаул. Алтайское кн. изд-во, 1983. Имя талантливого алтайского писателя Дибаша Каинчина хорошо известно читате лям. Его повести выходили на алтайском и русском языках в Дорно-Алтайске, 'Новоси бирске, Москве. Прозаик был удостоен звания лауреата премий комсомола Алтая и журнала «Дружба народов». Выход в свет новой книги Дибаша Каин чина «Крик с вершины» в серии «Современ ная сибирская повесть» является своеобраз ным продолжением его взволнованного рас сказа о родном крае, о его добрых и му жественных людях. Книга открывается повестью «С того бе рега», в которой воскрешаются годы ста новления Советской власти на Алтае. Как и на всем . огромном пространстве' Сибири, трудно приживалась на алтайской земле новая, еще невиданная доселе, народ ная власть. Не^ баловала жизнь главу семьи старика алтайца Курендая. Он рос и воспитывался в чужих аулах, не помнил родителей. И всю свою ^жизнь Курендай искал правду, по которой можно было бы жить и которой можно было бы поклоняться, как богу. Искал он и своего бога. Поиски правды и поиски денег на храм привели его к русским рабочим. И объясни ли они алтайцу, что зря собирает он деньги на постройку алтайской церкви, что ни рус ский, ни алтайский бог не защитят права народа. И вот пришла к алтайцам новая власть. В церкви открылась школа. Жить бы да радоваться. Но сурово складывается для семьи КурендЯя жизнь. В борьбе за Советскую власть погиб его старший , сын Эжер, утонул на рыбалке в водах Катуни средний сын, младший Учар батрачит на русского кулака Каллистрата и с каждым днем отходит от семьи. Сделавший когда-то в детстве доброе дело для Каллистрата и привеченный им, Учар прирастает к новой семье. Горько казнит себя Курендай, придя к выводу, что душа его сына принадлежит Каллистрату. На перепутье оказывается и сам Учар. «И как мне быть?— думает он.— Люди го ворили; пойдешь в отца — будешь хорошим человеком. А как это: быть в отца? Разве такую' же бороду отрастить?.; А тут еще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2