Сибирские огни, 1984, № 11
я холодная, ласкается и кусается. Если что- то не вполне хорошо, не для всех, не везде и не всегда — значит, оно ужасно плохо; если что-то не совсем плохо — значит, страсть, как хорошо!» Беспардонное глумление вместо попытки хоть как-то осмыслить трагедию о х а м- л е н и я женщины наводит на мысль; а ведь автору весело глядеть на то, как ру шится русская семья, как люди изводят и сживают друг друга со свету. О, тут есть и ссылки на классиков, и праведный гнев против патриархальщиков — нет лишь од ного; тревоги за культуру семейных отно шений. Можно ведь и ссориться, и расхо диться, но делать это в парламентских фор мах, как и подобает цивилизованным лю дям. И поднимать на щит эгоисток, жертв уродливого семейного воспитания, навсегда усвоивших, что у них есть Права, но ничего не слыхавших об Обязанностях — значит желать эрозии и полного распада семьи, главного устоя стабильности общества. Не даром в конце статьи в издевательском контексте возникают слова «порядок и нравственность». Именно так, в закавычен ном виде... Проблемы, порожденные эмансипацией, оказываются при ближайшем рассмотре нии проблемами культуры чувств. Причем об этом заставила задуматься, в сущности, не современная словесность. Суть вопроса вполне точно отображена еще Тургеневым. •Знаменитая «эмансипе» Кукшина из «От цов и детей», родоначальница этого т и п а в русской литературе, представлена именно как малокультурное детище верхоглядст ва. Вспомним описание логова эмансипи рованной героини, впервые увиденного Ба заровым и Кирсановым: «Комната, в кото рой они очутились, походила скорее на ра бочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, • валялись по запыленным столам, везде белели раз бросанные окурки папирос. На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, бе локурая, несколько растрепанная, в шел ковом, не совсем опрятном, платье, с круп ными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». И далее: «В маленькой и невзрачной фигурке эман сипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица не приятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пру. жишься?» И у ней, как у Снтникова, веч но скребло на душе. Она говорила и двига лась очень развязно и в то же время не ловко; она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хоте ла сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно». Эти строки принадлежат пи сателю, которого можно заподозрить в чем угодно, только не в ретроградности, не в патриархальщине. Для Кукшиной амплуа «освобожденной женщины» — удобный повод отдаться сво ей природной лени, распущенности, нечисто плотности. И ведь при этом еще можно у в а ж а т ь себя, чесать язык в несконча емых прениях о женских правах. «— Долой (Маколея! — загремел Ситни ков.— Бы заступаетесь за этих бабенок? — Не за бабенок, а за права женщин, которые я поклялась защищать до послед ней капли крови. — Долой! — Но тут Ситников остано вился.— Да я их не'отрицаю,— промолвил он. — Нет, я вижу, вы славянофил! — Нет, я не славянофил, хотя, конечно... — Нет, нет, нет! Бы славянофил. Вы по следователь Д о м о с т р о я. Вам бы плет ку в руки!» Ну до чего же все это походит на вопли о «тысячелетиях издевательств»! И Домо строю, явно не читанному, лишний раз до сталось... Кукшина, все время пекущаяся о соб ственной «свободе», неущемленности, олице творяет дремучий комплекс неполноценно сти, а вовсе не истинное освобождение от старорежимной морали. С радостью вы скочила бы она замуж за какого-нибудь приятного собой господина, разом забыв о своем «прогрессизме». И подобные лич ности водились не только при жизни Турге^ нева. Тип этот не знает, ни временных, ни географических границ. В современной фе министической литературе Запада можно найти немало кукшйных. Исследователь за рубежного «женского романа» отмечает: «Говоря о браке отрицательно и пренебре жительно, они все же в глубине души вос принимают его обрядовую, чисто ритуаль ную сторону слишком серьезно. Во всяком случае, для них письменная регистрация любовной связи, казалось бы, акт откровен но бюрократический, все же имеет некий таинственный, священный смысл, как для их бабок и матерей. Но парадокс состоит в том, что, с точки зрения некоторых из этих женщин, социальное признание «за конности» отношения как раз и закабаляет их»'. Итак, под маской радикализма скрывает ся классическое мещанское нутро И глав нейшей чертой этих ряженых обывателей оказывается ненасытная жажда потребле ния — весь мир, по их мнению, существует для удовлетворения их нескончаемых жела ний, все окружающее суть объекты потреб ления. Сравнивая эгоистического героя ши роко разрекламированной когда-то книги «Над пропастью во ржи» и «эмансипе» из романа французской беллетристки Ф. Са ган, Г. Анджапаридзе пишет; «...и героиня Саган, и герой Сэлинджера не сомневаются в своем праве делать то, что им в данный момент хочется. Они последовательные эгоисты и индивидуалисты. Холден, правда, в своем эгоизме хотя бы внешне не столь циничен. А Сесиль — «борец», она готова пойти до конца в борьбе за свободу, но только за свою собственную. Она прекрас но усвоила свои права и будет их отстаи вать, чего бы это ей ни стоило» Есть подобные героини и в нашей литера туре последних лет. Такова аспирантка Нонна из романа Г. Башкировой «Рай в шалаше»; где надо, «любовь» пустит в ход, в иной ситуации зубы покажет, а придет ся — и кулаками дорогу себе проложит. Рядом с ней живут и трудятся десятки не •Г . А н д ж а п а р и д з е . Потребитель? Бун тарь? Борец? «Молодая гвардия», 1982. с. 101. 2 Там же, с. 97.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2