Сибирские огни, 1984, № 11
Каренина», предполагал сначала, что суп ружеская неверность героини также, станет результатом «обработки» со стороны ниги листов. Как видно, даже крупнейшим мыс лителям и писателям не так-то просто было отрешиться от традиционных взглядов на семью. Одним из немногих романов того време ни, в которых была предпринята попытка объективно — без апологетики, но и без окарикатуривания — рассмотреть «модель» семьи, основанной на н о в ы х принци пах, а по художественному уровню и луч шим романом такого рода стал «В водово роте» А. Ф. Писемского. Это почти забытое ныне произведение (хотя и переиздававше еся в советскую эпоху) заслуживает са мого пристального прочтения в свете тех проблем современной семьи, которые пода ются иной раз в прессе как результат соци альных перемен самого последнего време ни.. Чудак и либерал князь Григоров влюб ляется в нигилистку Елену Жиглинскую. Правда, ее «практический нигилизм» со ставляет какой-то бледный, а местами ед ва различимый фон. Она, как говорит ав тор, принадлежала «к разряду тех существ, про которых лермонтовский Демон сказал, что для них нет раскаяния, нет в жизни уроков». Елена нигилистка, но в ней нет ничего карикатурного, что обычно сопутст вовало изображению эмансипированных женщин в романах писателей консерватив ного толка. Напротив, Писемский набрасы вал ее портрет с каким-то восторгом, лю буясь недюжинным характером, ясным и сильным умом героини. Елена красива, нравственно безупречна и, ко всему, очень женственна. Она любит самозабвенно, но если что-то против ее убеждений, готова оставить любимого человека, отринуть все житейские блага. Дьявольская гордыня заставляет ее покинуть богача-князя и вла чить нищенское существование в холод ном сыром подвале. Разошлись они не из-за охлаждения друг к другу, а по идейным соображениям, как и подобает «новым лю дям». Григоров куда менее последователен в своем ни 1 ;илизме. чем его возлюбленная. Во всяком случае, в бытовой сфере он вполне человек традиции, в нем нет того теоретического изуверства, что постоянно проглядывает в Жиглинской, которая гото ва очевидные глупости делать, лишь бы поступать в соответствии с затверженными ею догмами. Елена готовится стать ма терью, и между нею и князем возникает спор относительно принципов воспитания будущего ребенка. Когда Жиглинская не на шутку разволновалась, Григоров пыта ется успокоить ее и говорит: прежде всего надо позаботиться, чтобы родить младен ца здоровым. «Ах, да, действительно,— воскликну ла Елена грустно-насмешливым голосом,— женщина прежде всего должна думать, что она самка и что первая ее обязанность — родить здоровых детей, здоровой грудью кормить их, потом снова беременеть и сно ва кормить: обязанность приятная, нечего сказать! — Зато самая естественная, непридуман ная,— сказал князь. — Конечно, конечно!.. — соглашалась Елена тем же насмешливым тоном,— Не приятно в этом случае для женщин только то, что так как эти занятия самки им иё дают времени заняться ничем другим, так мужчины и говорят им: «Ты, матушка, шагу без нас не смеешь сделать, а не то сейчас умрешь с голоду со всеми детены шами твоими!» — Но что же делать с тем, что женщи ны, а не мужчины родят — это уж закон природы, его же не прейдеши! — сказал князь, смеясь. — Нет, прейдем, прейдем,— извините! —повторяла настойчиво Елена. — Но как и чем? — спросил князь. — А тем, что родим ребенка, да й отда дим его в общину!» Если не считать отдельных частностей, вроде намерения отдать сына на воспита ние в мифическую общину, основное со держание этих разговоров на повышенных тонах вполне созвучно нашему времени. Каждому, наверное, приходилось слышать похожие сетования на горькую женскую долю. Существенное добавление, пожалуй, только одно: я получаю не меньше твоего! Но это уже в порядке развития основной мысли. Столкновение Елены Жиглинской и кня зя Григорова в лоне семьи знаменовало вов се не теоретические расхождения между ними. Действительно эмансипированная женщина заявляла свои права человеку, лишь д у м а в ш е м у , что он принадлежит к породе «новых людей». На деле он был исповедником традиционного отношения к домостроительству и искренне хотел взять н а с е б я одного все заботы о семье, а жене оставить только те, что обус.ювлены «законом природы». Суть жорж-зандистокого, а лучше сказать, феминистического бунта против сложивше гося порядка вещей состояла в том, что женщина осознала себя как личность, во всем равную мужчине. Ощущения передо вых представительниц прекрасного пола бы ли сходны с теми, что испытывали люди, угнетенные в силу своего социального по ложения. И движение за женское равно правие оказалось, в сущности, продолжени ем, логическим следствием широкого стрем ления обществ к освобождению от тех структур, которые достались им в наслед ство от феодальных режимов. Но на знамени жаждущих эмансипиро ваться были написаны поначалу не требо вания социального характера, нет, на нем значилось лишь одно слово: «Любовь!» Сделать брак по любви нормой семейной морали общества — это значило, по мне нию последовательниц Жорж Саид, совер шить столь же решительный переворот, как и освободив людей от экономического уг нетения. Ведь за многие века человеческой истории брак всегда рассматривался подо бием торговой сделки. Пословица «Для щей женятся, для мяса замуж идут» обо значает, пожалуй, наиболее равноправный вариант подобного соглашения, ибо в обозначенной ею ситуации п о л у ч а ю т обе стороны. В обычном праве разных на родов строго регламентировался весь круг вопросов, связанных с взятием приданого, ' дачей калыма, судьбой этих приношений в случае разрыва брака. Все это не исклю чало, конечно, и любовных чувств жениха и невесты, но любовь понималась как до весок «на сладкое», как особо счастливое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2