Сибирские огни, 1984, № 11

шего незыблемость, нерасторжимость семей­ ных уз. Принципы добровольного, не на материальном расчете основанного союза сердец четко обоснованы в романе «Что делать?». В реальной действительности также существовали семьи, подобные чете Лопуховых, изображенной Чернышев-, ским,— достаточно указать на Н. В. и Л. П. Шелгуновых. В обществе распространялись / бог весть какие слухи о жизни «коммуна­ ров» — наверное, с тех самых времен ведет свою родословную представление о ком­ мунистическом «общем одеяле». И нередко авторами «клубничных» рассказов станови­ лись постаревшие «жорж-зандисты» нико­ лаевских лет. Иногда пищу для подобных толков дава­ ли и сами «нигилисты» — в благородном негодовании против казенного благочестия иной раз говорунов*из студенческих мебли- рашек действительно заносило не на шут­ ку. Один из участников тогдашних прений, вспоминая на склоне лет свои молодые го­ ды, воспроизвел примечательную картину, типичную для добролюбовско-писаревского десятилетия: «Комната большая, сильно накурено. В табачных облаках едва можно различить людей. На столе самовар, колбаса, водка. Толпится много студентов, женщин-слуша- тельниц из акушерских курсов, стриженых, в черных и серых кофтах, с грязными подо­ лами. Мелькают и наивные детские личики. Л<аль, что они, бедные, попали в такой во­ доворот. Но главные тараторки и коновод- ки — все из так называемых м и м о з : при­ коснись и уколешься. Немолодые, некраси­ вые, щеголявшие своею развязностью. Сумбур речей: десяток говорит в одно время. Мимозы, не успев перекричать, бра­ нятся. Идет обсуждение капитального во­ проса: как уравнять людские отношения, чтобы не было ни родительского пристра­ стия к детям, ни пристрастия мужчин и женщин к тем, кто им нравится... Очевидно, стоит только ввести обществен­ ное воспитание, и родительское пристра­ стие исчезнет. Но возникали затруднения: при общест­ венном воспитании кормилицы, выкармли­ вая младенцев, все же привяжутся к ним. На сцену выступил П-й (сотрудник «Отечественных записок»,— С. П .) — чело­ век уже немолодой — и предложил, чтобы няньки общественного пансиона брали ре­ бят без выбора и подносили к перегород­ ке, в которой будут прорезаны отверстия. Через эти отверстия кормилицы просунут свои сосцы и будут питать детей, не зная, кого кормят. Никакой родительской люб­ ви тогда не зародится. Вырастет поколение только сограждан, и собственность понем­ ногу упразднится, утратив важнейший сти­ мул; стремление накопить и оставить на­ копленное близким. Все наследства будут выморочные, общественные. П-й очень гордился своим проектом» Можно бы задним чйслом и позубоска­ лить над этим и подобными ему проектами, достойными фантазии Шигалева из, «Бе­ сов». Но куда плодотворнее попытаться встать на место любого из участников той давней дискуссии. Чем вызваны парадок- > С. С. О к р е й ц. Из воспомиваний. «Истори­ ческий вестник», Ь907. № 5, с. 412—413. 11 Сибирские огни ИЬ Г1 сальные суждения, какие побуждения отра­ жены в них?.. Прежде всего желание ос­ вободиться от всяких уз, налагаемых на личность обществом, стремление к макси­ мально возможной в о л е ! В обществе, ко­ торое до кажущейся неподвижности сце­ ментировано традициями, такой бунт ока­ зывается закономерным. Подобное отноше­ ние к священным основам имело и своих адептов, и яростных противников. Для пи­ сателей, выступивших в 1860—1870-х годах с целой серией антинигйлистических рома­ нов, вопрос о воззрениях «разрушителей» на брак, на семейные обязанности, на самое существо любви сделался едва ли не глав­ ным — на нем непременно поверялась нрав­ ственность «новых людей»; при этом необ­ ходимо указать, однако, что «антинигили­ сты» не были охранителями традиционных форм семейного строя — более того, они считали, что одной из главных причин по­ явления нигилизма были недостатки воспи­ тания в семье, неспособность его заложить твердые нравственные основы личности, которые могли бы помешать молодому че­ ловеку увлечься эффектными, но пустыми «новейшими» идейками. Жертвой такого «недовоспитания», происшедшего отчасти из-за неладов между родителями, становит­ ся, например, политический уголовник Виктор Басардин из романа А. Ф. Писем­ ского «Взбаламученное море». Но, сознавая недостатки господствовав­ шей тогда системы семейных отношений, авторы знтинигилистическнх сочинений предрекали полный нравственный распад личности в случае разрушения освященных веками форм брака. В. Авенариус изобра­ зил в романе «Бродящие силы» пагубные последствия увлечения героини знаменитым сочинением Чернышевского. Изучив «Что делать?» под руководством «друга семьи», молодая женщина совершает грехопаде­ ние... А взгляды нигилистов на свободную лю­ бовь представлялись без лишних умство.ва - ний: необходимо-де следовать «законам природы». В сознаний героев Авенариуса сердечные склонности людей приравнива ются к взаимным влечениям животных Это и закономерно, как бы говорили рома нисты, ибо «душа» начисто отрицается вы учениками Рахметовых. Образчик подобно го миропонимания дает роман В. Клюшни кова «Марево» — одна из героинь его ве­ щает: «Я еще и не тому там, в Петербурге, выучилась... Ты, может быть, думаешь, что ты свободное существо, а ты просто физи­ ко-химическая машина. Что? Небось язык хочешь мне высунуть? Как же не так. Это вон электричество из той тучи подейство­ вало на твой мозг, и он передал языко­ глоточному нерву... Ты думаешь, я вру? Это не ты думаешь, это фосфор в твоем мозгу отделяет мысль». Таким образом, требования коренных изменений в семейном быту, выдвигавшие­ ся шестидесятниками, изображались как прикрытие полускотского стремления поте­ шить плоть. Происходило это, помимо все­ го прочего, из-за того, что романисты не пытались встать на позицию своих идейных противников и рассматривали их взгляды, исходя из представлений обыденной мора­ ли. Лев Толстой, задумывавший на рубеже семидесятых годов свой новый роман, ко- • торый получил затем наименование «Анна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2