Сибирские огни, 1984, № 11
шего незыблемость, нерасторжимость семей ных уз. Принципы добровольного, не на материальном расчете основанного союза сердец четко обоснованы в романе «Что делать?». В реальной действительности также существовали семьи, подобные чете Лопуховых, изображенной Чернышев-, ским,— достаточно указать на Н. В. и Л. П. Шелгуновых. В обществе распространялись / бог весть какие слухи о жизни «коммуна ров» — наверное, с тех самых времен ведет свою родословную представление о ком мунистическом «общем одеяле». И нередко авторами «клубничных» рассказов станови лись постаревшие «жорж-зандисты» нико лаевских лет. Иногда пищу для подобных толков дава ли и сами «нигилисты» — в благородном негодовании против казенного благочестия иной раз говорунов*из студенческих мебли- рашек действительно заносило не на шут ку. Один из участников тогдашних прений, вспоминая на склоне лет свои молодые го ды, воспроизвел примечательную картину, типичную для добролюбовско-писаревского десятилетия: «Комната большая, сильно накурено. В табачных облаках едва можно различить людей. На столе самовар, колбаса, водка. Толпится много студентов, женщин-слуша- тельниц из акушерских курсов, стриженых, в черных и серых кофтах, с грязными подо лами. Мелькают и наивные детские личики. Л<аль, что они, бедные, попали в такой во доворот. Но главные тараторки и коновод- ки — все из так называемых м и м о з : при коснись и уколешься. Немолодые, некраси вые, щеголявшие своею развязностью. Сумбур речей: десяток говорит в одно время. Мимозы, не успев перекричать, бра нятся. Идет обсуждение капитального во проса: как уравнять людские отношения, чтобы не было ни родительского пристра стия к детям, ни пристрастия мужчин и женщин к тем, кто им нравится... Очевидно, стоит только ввести обществен ное воспитание, и родительское пристра стие исчезнет. Но возникали затруднения: при общест венном воспитании кормилицы, выкармли вая младенцев, все же привяжутся к ним. На сцену выступил П-й (сотрудник «Отечественных записок»,— С. П .) — чело век уже немолодой — и предложил, чтобы няньки общественного пансиона брали ре бят без выбора и подносили к перегород ке, в которой будут прорезаны отверстия. Через эти отверстия кормилицы просунут свои сосцы и будут питать детей, не зная, кого кормят. Никакой родительской люб ви тогда не зародится. Вырастет поколение только сограждан, и собственность понем ногу упразднится, утратив важнейший сти мул; стремление накопить и оставить на копленное близким. Все наследства будут выморочные, общественные. П-й очень гордился своим проектом» Можно бы задним чйслом и позубоска лить над этим и подобными ему проектами, достойными фантазии Шигалева из, «Бе сов». Но куда плодотворнее попытаться встать на место любого из участников той давней дискуссии. Чем вызваны парадок- > С. С. О к р е й ц. Из воспомиваний. «Истори ческий вестник», Ь907. № 5, с. 412—413. 11 Сибирские огни ИЬ Г1 сальные суждения, какие побуждения отра жены в них?.. Прежде всего желание ос вободиться от всяких уз, налагаемых на личность обществом, стремление к макси мально возможной в о л е ! В обществе, ко торое до кажущейся неподвижности сце ментировано традициями, такой бунт ока зывается закономерным. Подобное отноше ние к священным основам имело и своих адептов, и яростных противников. Для пи сателей, выступивших в 1860—1870-х годах с целой серией антинигйлистических рома нов, вопрос о воззрениях «разрушителей» на брак, на семейные обязанности, на самое существо любви сделался едва ли не глав ным — на нем непременно поверялась нрав ственность «новых людей»; при этом необ ходимо указать, однако, что «антинигили сты» не были охранителями традиционных форм семейного строя — более того, они считали, что одной из главных причин по явления нигилизма были недостатки воспи тания в семье, неспособность его заложить твердые нравственные основы личности, которые могли бы помешать молодому че ловеку увлечься эффектными, но пустыми «новейшими» идейками. Жертвой такого «недовоспитания», происшедшего отчасти из-за неладов между родителями, становит ся, например, политический уголовник Виктор Басардин из романа А. Ф. Писем ского «Взбаламученное море». Но, сознавая недостатки господствовав шей тогда системы семейных отношений, авторы знтинигилистическнх сочинений предрекали полный нравственный распад личности в случае разрушения освященных веками форм брака. В. Авенариус изобра зил в романе «Бродящие силы» пагубные последствия увлечения героини знаменитым сочинением Чернышевского. Изучив «Что делать?» под руководством «друга семьи», молодая женщина совершает грехопаде ние... А взгляды нигилистов на свободную лю бовь представлялись без лишних умство.ва - ний: необходимо-де следовать «законам природы». В сознаний героев Авенариуса сердечные склонности людей приравнива ются к взаимным влечениям животных Это и закономерно, как бы говорили рома нисты, ибо «душа» начисто отрицается вы учениками Рахметовых. Образчик подобно го миропонимания дает роман В. Клюшни кова «Марево» — одна из героинь его ве щает: «Я еще и не тому там, в Петербурге, выучилась... Ты, может быть, думаешь, что ты свободное существо, а ты просто физи ко-химическая машина. Что? Небось язык хочешь мне высунуть? Как же не так. Это вон электричество из той тучи подейство вало на твой мозг, и он передал языко глоточному нерву... Ты думаешь, я вру? Это не ты думаешь, это фосфор в твоем мозгу отделяет мысль». Таким образом, требования коренных изменений в семейном быту, выдвигавшие ся шестидесятниками, изображались как прикрытие полускотского стремления поте шить плоть. Происходило это, помимо все го прочего, из-за того, что романисты не пытались встать на позицию своих идейных противников и рассматривали их взгляды, исходя из представлений обыденной мора ли. Лев Толстой, задумывавший на рубеже семидесятых годов свой новый роман, ко- • торый получил затем наименование «Анна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2