Сибирские огни, 1984, № 11

КР1ЯТ1ЛКА ЛИТЕРЛТВРПВЕДЕНИЕ Сергей Плеханов ТИХАЯ ПРИСТАНЬ ИЛИ АРЕНА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ? Сватовство, женитьба, семейный быт... Трудно назвать другие темы в литературе, которые с большим основанием могли бы именоваться вечными, Почти все классики в той или иной степени касались этих воп­ росов, отзываясь на потребность современ­ ников в осмыслении основополагающего общественного института. Ибо каждому по­ колению с неотвратимостью мирового зако­ на приходится сталкиваться с проблемами д о м о с т р о и т е л ь с т в а (а именно этим термино* впределялся встарь весь круг вопросов, связанных с жизнью семьи), и каждому человеку в свой час выпадает задуматься о своем месте в истории р о д а . Вполне закономерно, что с течением вре­ мени семейный строй претерпевает измене­ ния, обусловленные опытом жизни человека в иных исторических условиях... Тем не менее, существуют семейные ко­ дексы вроде древнерусского Домостроя ' Кстати сказать, наш отечественны» свод по­ учений к устроению семейного быта вовсе не яв­ ляется каккм-то мрачным монументом средневе­ кового изуверства, кЬим малосведущие люди ча­ сто представляют его. Думается, такое отношение питается не столько с о б с т в е н н ы м м н е н и - е м, сколько общим представлением, возникшим в результате усвоения иронической атмосферы, сло­ жившейся - за много десятилетий вокруг ли­ тературно-нравственного памятника,— и повинны ■ в том прежде всего з а п а д н и к и середины про­ шлого века. Но парадоксальность такого отноше­ ния открывается при самом беглом знакомстве с текстом аналогичных моральных кодексов древ­ ней Индии, античной Греции («Поучение» Ксено­ фонта), классической Византии («Измарагд» Иоанна Златоуста, «Поучение» Василия Кесарий­ ского) и ренессансной Европы О . Колонн, А. Пандольфини, Ж . де Латур-Ландрй). Оказыва­ ется, «дремучая» книга является прямой наслед­ ницей морально-этических трактатов, принадлежа­ щих нескольким эпохам. Так что усмешки, выхо­ дит, должны быть адресованы и авторам- этих до- мостроев — что, конечно, ставит тех, кто привык с почтением взирать на «тай е Ьп...», в неловкое положение... остающиеся более или менее стабильными (а следовательно, и приемлемыми для об­ щества) в течение долгих эпох. Но вот на­ ступает исторический момент, когда успев­ шие сделаться традиционными принципы жизни семьи ' перестают быть общепри­ знанными, «протестанты» начинают требо­ вать решительных реформ. Так, наверное, было в пору кризиса матриархальной семьи. Так происходило в период утверждения ис­ лама в странах с оседлым земледельческим населением. Но то времена настолько дале­ кие, почти мифологические, что тревожить их вряд ли стоит ради подтверждения про­ стой и всем очевидной истины: сегодняш­ ние проблемы семьи знаменуют какой-то новый этап в развитии общества. - Но ограничиться лишь сиюминутным вре. менным пятачком тоже не представляется возможным, ибо сложные времена для тра­ диционной семьи в том виде, в котором она ■ сложилась хотя бы у нас в России, нача­ лись уже давно еще в середине минув­ шего столетия. На Западе провозвестницей новой эры в сфере брака стала Жорж Санд, и голос ее был услышан еще «людьми со­ роковых годов» — недаром Белинский на­ зывал ее «вдохновенной пророчицей, энер­ гетическим адвокатом прав женщин». Но одно дело духовные симпатии поколения «отцов» (в том конкретно-историческом смысле, в каком это слово было употребле­ но Тургеневым) и совсем другое — поступ­ ки «детей», воспринимавших «евангелие от Жорж Санд» как Домострой нового, луч­ шего времени.... Если «прогрессизм» дворянских эманси-. паторов простирался’разве что до устрое­ ния постояннодействующих внебрачных свя­ зей, то «новые люди», создававшие семей­ ные коммуны, видели в подобных адюльте­ рах величайший позор общества, охраняв

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2