Сибирские огни, 1984, № 11
КР1ЯТ1ЛКА ЛИТЕРЛТВРПВЕДЕНИЕ Сергей Плеханов ТИХАЯ ПРИСТАНЬ ИЛИ АРЕНА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ? Сватовство, женитьба, семейный быт... Трудно назвать другие темы в литературе, которые с большим основанием могли бы именоваться вечными, Почти все классики в той или иной степени касались этих воп росов, отзываясь на потребность современ ников в осмыслении основополагающего общественного института. Ибо каждому по колению с неотвратимостью мирового зако на приходится сталкиваться с проблемами д о м о с т р о и т е л ь с т в а (а именно этим термино* впределялся встарь весь круг вопросов, связанных с жизнью семьи), и каждому человеку в свой час выпадает задуматься о своем месте в истории р о д а . Вполне закономерно, что с течением вре мени семейный строй претерпевает измене ния, обусловленные опытом жизни человека в иных исторических условиях... Тем не менее, существуют семейные ко дексы вроде древнерусского Домостроя ' Кстати сказать, наш отечественны» свод по учений к устроению семейного быта вовсе не яв ляется каккм-то мрачным монументом средневе кового изуверства, кЬим малосведущие люди ча сто представляют его. Думается, такое отношение питается не столько с о б с т в е н н ы м м н е н и - е м, сколько общим представлением, возникшим в результате усвоения иронической атмосферы, сло жившейся - за много десятилетий вокруг ли тературно-нравственного памятника,— и повинны ■ в том прежде всего з а п а д н и к и середины про шлого века. Но парадоксальность такого отноше ния открывается при самом беглом знакомстве с текстом аналогичных моральных кодексов древ ней Индии, античной Греции («Поучение» Ксено фонта), классической Византии («Измарагд» Иоанна Златоуста, «Поучение» Василия Кесарий ского) и ренессансной Европы О . Колонн, А. Пандольфини, Ж . де Латур-Ландрй). Оказыва ется, «дремучая» книга является прямой наслед ницей морально-этических трактатов, принадлежа щих нескольким эпохам. Так что усмешки, выхо дит, должны быть адресованы и авторам- этих до- мостроев — что, конечно, ставит тех, кто привык с почтением взирать на «тай е Ьп...», в неловкое положение... остающиеся более или менее стабильными (а следовательно, и приемлемыми для об щества) в течение долгих эпох. Но вот на ступает исторический момент, когда успев шие сделаться традиционными принципы жизни семьи ' перестают быть общепри знанными, «протестанты» начинают требо вать решительных реформ. Так, наверное, было в пору кризиса матриархальной семьи. Так происходило в период утверждения ис лама в странах с оседлым земледельческим населением. Но то времена настолько дале кие, почти мифологические, что тревожить их вряд ли стоит ради подтверждения про стой и всем очевидной истины: сегодняш ние проблемы семьи знаменуют какой-то новый этап в развитии общества. - Но ограничиться лишь сиюминутным вре. менным пятачком тоже не представляется возможным, ибо сложные времена для тра диционной семьи в том виде, в котором она ■ сложилась хотя бы у нас в России, нача лись уже давно еще в середине минув шего столетия. На Западе провозвестницей новой эры в сфере брака стала Жорж Санд, и голос ее был услышан еще «людьми со роковых годов» — недаром Белинский на зывал ее «вдохновенной пророчицей, энер гетическим адвокатом прав женщин». Но одно дело духовные симпатии поколения «отцов» (в том конкретно-историческом смысле, в каком это слово было употребле но Тургеневым) и совсем другое — поступ ки «детей», воспринимавших «евангелие от Жорж Санд» как Домострой нового, луч шего времени.... Если «прогрессизм» дворянских эманси-. паторов простирался’разве что до устрое ния постояннодействующих внебрачных свя зей, то «новые люди», создававшие семей ные коммуны, видели в подобных адюльте рах величайший позор общества, охраняв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2