Сибирские огни, 1984, № 11
нуть в цепь — они все время сбивались кучками; монотонный голос незнакомого солдата во время боя: «Вай-вай, моя ране на»— все это, как и мужество героя,— мо лоденького офицера, решившего исход ата ки, производит очень сильное впечатление. Трудно переоценить значение таких воспо минаний; являясь свеобразными, яркими произведениями литературы, они одновре менно закладывают необходимый, ничем не заменимый фундамент будущих художест венных свершений. Интересны и содержательны материалы отдела критики, отличающиеся жанровым многообразием и, что особенно ценно, со знанием ответственности за качество анали за; здесь выдвигаются требования, значи тельно превышающие обычный уровень региональной критики. Вот характерный пример: монография Н. Яновского об Ас тафьеве получила широкий резонанс: авторы ряда рецензий, опубликованных в централь ной печати, справедливо отметили высокие достоинства работы; но никто из них не от несся к ней с такой взыскательностью, как Н. Тендитник в своем отзыве, напечатанном во 2-м номере альманаха «Сибирь». Высоко оценив силу и убедительность Н. Яновско» го как полемиста, глубину его трактовки главных произведений Астафьева, страст ность изложения, Н. Тендитник предъявля ет автору монографии серьезные претензии, главным образом, в том, что критик-социо лог недостаточно, по ее мнению, владеет оружием теории, литературоведческими на выками в анализе таких сложных явлений, как жанровое и стилистическое своеобразие писателя. Помимо общего положительного впечатления, которое вызывает такая требо вательность на фоне ставшей уже привыч ной всеобщей комплиментарности, интерес на сам^ постановка проблемы о соотноше нии критики и литературоведения. Уже не раз спорили о том, что такое критика — наука или искусство, теория, применяемая к текущей художественной жизни, или орга ническая часть этой жизни, своеобразный литературный жанр? Критические материа лы «Сибири» дают интересный материал для размышлений в этой области. Статья Н. Тендитник «Новые рассказы В. Распутина» (№ 1) явно принадлежит к «литературоведческой» критике; автор стре мится применить к новому литературному явлению достижения поэтики как науки, в частности, известные работы М. Бахтина. В целом ее попытку должно признать ус пешной: и своеобразие последних произве дений Распутина, и их место в современном литературном процессе определены в общем убедительно и глубоко. Критик точно ука зывает, чем отличаются новые рассказы писателя от прежних: они исповедальны, их конфликты перенесены в «субъективный», духовный план с очень значительным Эле ментом символики. К. Тендитник стремится показать двойственность реалий в расска зах Распутина: «зримые яркие приметы» повседневного мира переключаются «в план пространственный, неподвластный челове ку»; с помощью их автор стремится прикос нуться к «запредельности». Вполне законо мерно метод «нового Распутина» определен как романтический, и в этом плане охарак теризованы особенности его поэтики, стиля. Н. Тендитник подходит к пониманию каких- то принципиально новых тенденций в совре менной литературной жизни, но именно подходит: интересно сформулированная мысль не развита вширь; автору явно не достает внутренней свободы, живого, инди видуального прочтения вещи, конкретности в передаче ее читательского восприятия, в которое критик должен вовлечь читателя; слишком монотонно, однообразно повторя ется мысль, слишком натужно подкрепляет ся она «привлеченными» цитатами, слишком густо идут снабженные сносками ссылки на литературоведческие труды. Тут дело не только в форме; «литературоведческая» скованность мешает критику с должной си лой и полнотой выявить социальный, нрав ственный смысл тех тенденций, которые проявились в исследуемых ею произве дениях. Совсем по-иному написана статья Т. Са зоновой «Я пью зарю, что пахнет моло ком...» (№ 5). В основе ее работы лежит индивидуальное эстетическое впечатление от разбираемой поэзии, искренняя увлечен ность ею. Такая увлеченность — безусловно, большая сила в критике, но лишь в том случае, если она подкреплена значитель ностью общей мысли, концепции. Т. Сазо нова интересно и живо передает своеобра зие поэзии М. Трофимова, ее органичную народность, песенность, заразительную жиз ненную силу; но во всем этом как-то недос тает весомости, аргументированности. Во- первых, назойливы очерково-журналистские моменты; «я», «мне», «меня» уж слишком часто пестрят в статье; тут не мешает про явить некоторую сдержанность; все-таки критическая работа — это общественная оценка литературы, а не приватное дело критика. Во-вторых, концепция статьи огра ничена творчеством поэта, о котором идет речь; та наивность, простота, кото рая часто украшает поэзию М. Тро фимова, отнюдь не красит пози цию критика, а она, увы, довольно простенькая и сводится к хорошо знакомым филиппикам в адрес города и городской культуры. Различный уровень публикаций, сочетание более и менее удачных произведений естест венны для любого периодического издания. Важна общая линия, которую ■проводит редакция, преобладающие критерии в отбо ре материала. И здесь позиция «Сибири» достойна уважения и поддержки. Сибирский регион для нее не «епархия», не замкнутый круг местных дел и интересов, а огромное окно в еще более огромный мир проблем, волнующих общество и литературу в целом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2