Сибирские огни, 1984, № 11
Практически получается так, что сегод няшняя поэзия сибиряков в лучших своих проявлениях как раз опрокидывает, делает искусственными рассуждения о «специфиче ской» поэзии Сибири. Надо сказать, что в «Сибири» 1983 года поэзии как раэ не повезло; поэтическая жизнь Иркутска много богаче, чем то, что попало в годовой комплект альманаха. Что ж, год на год не приходится, элемент случайности, очевидно, неизбежен в форми ровании разделов периодического издания. Все же в альманахе нашел свЬе выражение общий принцип подхода редакции к поэзии, выгодно отличающий иркутян от ряда дру гих периодических изданий региона: отсут- • ствие тенденциозности в подборе стихов, монополии одного направления, одного ху дожественного вкуса. В шести номерах представлены стихи очень разные: «этногра фический» рисунок ветерана сибирской поэзии Иннокентия Луговского {№ 1), предельно, до символики, обобщенные фи лософские миниатюры Виталия Козлова (№ 6), взволнованно-несмелое, чуть сбив чивое, но искреннее лирическое раздумье Елены Жилкиной, остросовременные, слож ные и свободные в поэтическом поиске стихи Анатолия Кобенкова (№ 4). Его подборка представляется наиболее инте ресной в альманахе, но как раз специфи чески «сибирского» здесь почти нет; в числе самых удачных, например, стихи, посвя щенные немецкой готике: Обманывали, напивались, крали, роняли шапки, глядя на луну, и выкрали бессмертие. и камень уходит в небо, землю обманув. Бережно, тактично составлена и подбор ка «Молодые голоса» (№ 5), где представ лены стихи начинающих поэтов — участни ков конференции «Молодость, творчество, современность». Здесь немало традиционных сибирских мотивов, тем, образов, но нет искусственного их подбора и нагнетания; господствует стремление передать индиви дуальное своеобразие каждого вновь пред ставляемого читателю поэта. Запоминается^, например, своей вещественной, видимой образностью строчки «белых стихов» Васи лия Хлыбова: «Как бросается в темень уп ругое тело полка»; «О весна! Как себя удержать, если даже в мизинце колотится сердце!»; «И кажется, услышать можно, как пепел облетевших листьев упрямо черви ворошат»... Сибирское как общезначимое, общеинте ресное, причастное к судьбам страны и ми ра — такой принцип отбора материала преобладает во всех разделах альманаха. Это можно сказать и о произведениях до кументального жанра, относящихся к наи более интересным публикациям года. Гла вы из книги Марка Сергеева «С Иркутском связанные судьбы» особенно близки по ду ху статье В. Распутина; это тоже Сибирь без романтики, хотя описывается проникно вение русских в Америку. Но в рассказе о судьбах «русских Колумбов», -'бснователей Российско-Американской Компании Григо рия Шелихова и Александра Баранова нет поверхностной приподнятости и выспренно сти; напротив, очерки написаны деловито, подчас даже внешне суховато, с предельно широким использованием документов, без всякой попытки приукрасить, упростить ха-| рактеры героев (автор пишет, например, об одном из них: «...При всех своих государст венных замыслах и действиях Григорий Ше- лехов все же был и по званию, и по делам своим купцом, расчетливым, прижимистым, не спускающим никому ничего»). Писатель нисколько не пытается смягчить драматизм исторической судьбы «Русской Америки», труды устроителей которой — как и многих других талантливых людей России — в ито ге оказались напрасными. Но в свете исто рической правды и документальной точно сти еще значительнее становятся люди, о которых пишет М. Сергеев: да, в Своем изначальном порыве — это купцы, предпри ниматели, ищущие наживы, но в конце концов в них возобладало государственное мышление, чувство патриотического, граж данского долга, превратившего жизнь их, в особенности, Александра Баранова, в под виг самопожертвования. Воспоминания Д. Сергеева «Через войну» (№ 3), казалось бы, бесконечно далеки от того, о чем пишет М. Сергеев; тем не ме нее здесь есть связь — не только патриоти ческий подвиг, объединяющий поколения сибиряков, н о , дух суровой, лишенной внешних красивостей правды в ■освещении этого подвига. Тема Великой Отечественной в современной литературе проходит сегодня своеобразный этап, нечто вроде накопления сил' перед новым качественным рывком. Растет сознание, что при всем обилии зна чительных художественных произведений на эту тему необходимо что-то еще более глу бокое. Факт здесь все еще значительнее искусства, которое может выполнить свою миссию, лишь охватив всю полноту пережи того, от глобальной масштабности событий до интимнейших переживаний самых рядо вых их участников: для настоящего искус ства последнее не менее (может быть, даже более) значительно, чем первое. Словно чувствуя это, писатели сейчас создают до кументальные книги, в которых раскрыва ются частные судьбы простых людей, свя занные с войной; достоверная точность де талей и чувств производит впечатление едва ли не большее, чем известные нам художест венные страницы... К такой точности стре мится в своих воспоминаниях Д. Сергеев, автор ряда художественных произведений о войне. Только теперь художественный вы мысел им полностью исключен, не «вещест венность» образа, но документальная вер ность припоминаемой детали становится главной целью автора, и деталь эта оше ломляет горькой неожиданностью, глубоким несоответствием всем штампам, которые успели свить гнездо в военной теме, как и во всех других. «Мне думается,— пишет по этому поводу Д. Сергеев,— что и те мало значительные особенности и приметы фрон товой жизни, какие я стараюсь вспомнить как можно детальней, играли на войне не меньшую роль, чем самые блистательные стратегические планы, которые разрабаты вались в штабах». Каждая такая деталь буквально врезается в память: солдаты, похожие на артель землекопов, которые, как оказалось, совершенно не умели не то что стрелять,— даже заряжать и разряжать винтовку; первая атака, в которой необстре лянных бойцов никак не удавалось развер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2