Сибирские огни, 1984, № 11
лого цинизма. Природа — за пределами сложившегося уклада, общественных ролей, декорума приличий; тут можно распоясать ся. дать выход низменным инстинктам. Лет ние завсегдатаи разъезда Герка и Гридень отвратительны и внешне, и внутренне, хо тя в городе это вполне благополучные лю ди: Гридень, например, слесарь высшей квалификации, о нем даже печатают статью в газете; в то же время он законченный пошляк, готовый в любую минуту «мелко и душисто напакостить». Чувствуется, что это и есть его истинная сущность: он и квали фикацией своей гордится, как Смердяков — своим умением «готовить специально»; это лишь повод для самодовольства, для права заявить обществу: «Ты мне подай, подай мне». ^Обеспечить себе «кафель-пли точку», «японский сервиз», «хрустальные рюмашечки», «два холодильничка» с дефи цитом и все прочее — вот что составляет для него апофеоз бытия. Нет ни намека на гражданскую, человеческую совесть. О том, что сулят тайге такие «гости», говорят про ходящие через всю повесть сценки разнуз данной попойки, в которую вовлечены и обитатели разъезда. В то же время тайга у В. Сидоренко — не кроткая чистота, безропотно уступаю щая наглому натиску. Нечто суровое и грозное заключено в ней, то, о чем можно сказать словами Распутина о Сибири: «Из конца в конец и из края в край над ней ви тает свой дух, словно бы до сих пор не решивший, быть ему добрым или злым,— в зависимости от того, как поведет себя здесь человек». Эпизоды гулянки перемежа ются с описанием похода в тайгу разъездов- ского старожила Данилыча вместе с город ским парнем, названным в повести просто «Студентом», и здесь,, постепенно усилива ясь, людьми овладевает колдовская сила: «Студент... уткнулся носом в мох, влаж ный и такой удушливый, что на миг пому тилось его сознание. Такая глубь почудилась ему. Пахнущая неведомой жизнью, иным миром, бездонная, безвестная глубь... Да, несказанное было в этой ночи! Волшебное живой, таинственной страстью и силой, к которой он (Студент.—В. П .) вовсе не был причастен». Благополучный, избалованный жизнью юноша пытается бросить вызов этой силе, померяться с ней; но тайга отве чает ошеломляющим ночным видением, простым и печальным, повергающим его в тоску. Фантастическое, сказочное начало постоянно присутствует в повести: грозное чудовище Мотиного сна («ручищи страшен ные, волосья на их по метру») «ведьмяка», проживающая здесь в долгие зимние ночи, и прочая нечистая сила, которую, как мрач но шутит Данилыч, «отменила советская власть». Фантомы, рожденные тайгой, достаточно грозны для человека. Но в этом как раз благо: они сбивают с людей спесь, напоми нают, что есть иная огромная жизнь, не по хожая на их собственную. Это им необхо димо, чтобы они могли посмотреть на себя со стороны, ощутить .недовольство собой. Так Данилыч, старик, казалось бы, предель но близкий природе, в тайге вновь и вновь обдумывает свою жизнь: «Точит его червяк сомнений, сосет. Словно пора обдумать все, подбить и приготовиться. Может, там он все изведает и поймет. Да, видать, кру тишься-вертишься день в день. Одно и то же делаешь, одно и то же ешь, все как во сяе. А все одно — припрет пора. Встань, мужик, вспомни, что повидал, где побывал? Кем же ты был и зачем ты им был?» Так Студент, входя в лес с чувством ликующе го самоупоения, возвращается с ясным по ниманием того, что все это — ложь, что на деле он обманут и несчастлив. Тайга помо гает людям понять иравду о себе; без нее не будет, кажется, предела разрушительно му самообману. Об этой-то угрозе и напо минает повесть начиная с ее эпиграфа-— несколько измененной строки Рубцова: «Боюсь, что над нами не будет таинствен ной силы»... Серьезная мысль повести несколько ослабляется вторичностью в поэтике и сю жетных ходах; так, драматический финал —. убийство собаки Ласки, отчаяние мальчи ка Коляньки, грязное пиршество убийц — слишком уж напоминает «Белый пароход», к тому же такой финал недостаточно моти вирован в реалистическом плане: вряд ли избалованные деликатесами горожане поль стятся на собачатину. Так или иначе, сибирские образы, сибир ская тематика не потревожены здесь всуе. Примерно то же можно сказать и о повести П. Панецкого «Не' клин бы да не мох» (№ 2). Оба эти произведения, каждое по- своему, перекликаются с проблематикой распутинской статьи. П. Панецкий заостря ет внимание на противоречивых моментах в развитии народного характера в Сибири, того «традиционного» сибиряка с его ини циативностью и практицизмом, о котором пишет Распутин. И тут затрагивается серь езное социальное явление наших дней, ко торое именуется «шабашничеством». Не случайно этой общесоюзной проблемы ка сается сибирский автор; в условиях местно го малолюдья, климатических, транспортных и прочих, трудностей эта форма строитель ства особенно распространена. Наиболее интересны в повести страницы, описывающие работу строительной бригады шабашников и деятельность ее бригадира Ивана Худякова, несомненно даровитого организатора. Бригада тщательно подобра на из умелых и физически сильных работ ников; люди буквально выкладываются, ра ботают даже по ночам. Но единственный стимул этой работы — непомерно большие деньги, которые они зарабатывают здесь: за отпуск каждый работник может получить «полтора-два куска», то есть полторы-две тысячи. Такие невиданные для людей без особой квалификации заработки возбужда ют, как золотая лихорадка, «разыгравшие ся денежные аппетиты» сплачивают вместе малознакомых людей, поддерживают в них «сознательную» дисциплину, умелое разде ление труда. Но может быть, здесь нет ничего плохо го? Люди много получают, но и работают много. Герой повести Сашка чувствует в этом смысле за собой правоту, «потому что действительно они работали на износ, хотя и зарабатывали прилично», а «какой смысл было иметь деньги в пятьдесят лет, деньги, которые нужны сейчас». Но автор придер живается иного мнения; он стремится пе редать именно неестественность происходя щего. В наших условиях шабашка есть пря мое следствие несовершенства существую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2