Сибирские огни, 1984, № 11
сущности, это едва ли не по.сл.едний гигант ский резерв, дающий возможность людям начать все сначала. Но тут возникает иная сторона вопрюса: каким будет это предстоящее, опирающееся на Сибцрь деяние? Вновь, как неоднократ но было прежде, судорожным, безоглядным, целиком погруженным в «неотложности» сегодняшнего дня — или же разумным, взве шенным, сполна учитывающим ошибки прошлого? Это и есть для Распутина наи главнейшее, определяющее конечную судь бу края: в настоящем, как и в прошлом, он чувствует два взгляда на Сибирь, два подхода к ней: со стороны и изнутри. Один .— вожделенный взгляд на богатую провин цию, которую следует как можно скорей от этих богатств «облегчить». Другой — полный заботы и тревог о будущем гро мадного края со своеобразной судьбой, с неизмеримыми возможностями. Такой взгляд и стремится обосновать Распутин в своей статье. Именно для этого он подробно вспоминает освоение Сибири — одну из уди вительных, героических страниц русской истории, где проявилось активное, творче ское народное начало, где плодотворность исторического общенационального действия не подлежит сомнению. Не только героизм первопроходцев («движение, по большей части стихийное, народное, устремленное на свой страх и риск») имеется здесь в виду, но в наибольшей мере «тихий и незамет ный» труд крестьянина, целиком противо поставленный грабительским нашествиям чужаков: «Мнения о Сибири менялись, ин терес к ней то вспыхивал, то снова пропа дал, из золотого колодца .она превращалась в нечто вроде му сорной ямы, куда сваливали всех мастей преступников и нежелательных для^ правительств людей, а он, крестьянин, знай себе работал да работал и тяжелым трудом и нелегкой жизнью роднился с Ал таем, Енисеем и Леной все прочней и проч ней». С тою же целью Распутин стремится обозначить своеобразие исторически сло жившегося сибирского характера: «Как европеец в Америке превратился В тип янки, так и русский в Сибири видоизменился в тип сибиряка, имеющего отличия и в психи ческом складе, и даже в физическом обли ке». Писатель очерчивает этот характер в единстве разнообразных, порой противопо ложных свойств: упорство и упрямство, выработанное в борьбе с суровой природой, общинный дух и взаимовыручка в сочета нии со скрытностью и индивидуализмом, не сколько чрезмерно затвердевшее чувство достоинства и свободы (Сибирь — край, не знавший крепостничества), отсутствие со зерцательности и размягченности, цепкий практицизм... Все это вместе с неповтори мым природным обликом края тоже есть богатство Сибири, и будущие свершения не могут быть подлинными и прочными без понимания и любви к ней, без органическо го развертывания заложенных в ней естест- , венных и духовных потенций. «Осуществле ние Сибири», «исполнение Сибири»— вот единственно перспективная форма ее благо творного включения в грядущее чело вечества. Как мы видим, местный патриотизм, гордость своей великой «малой родиной», боль и тревога за нее играют очень боль- Шую роль в статье Распутина. В то же время здесь нет региональной ограниченно сти мышления, которая оказывается сродни все той же поверхностной романтике, сма кующей «Бирюсу», «Усть-Илим» или «Анга ру» как элементы экзотического орнамента. Какая там экзотика, какой орнамент, коГда речь лдет о судьбе нации и человечества, переплетенной с судьбой гигантского края! Вот сибирские масштабы и горизонты, вот границы той «точки зрения», которая по рождена сегодня Сибирью и соответ ствует ей. Статья «Сибирь без романтики» дает критерий для оценки всего материала «Си бири» за 1983 год. В. Распутин приводит мнение некоторых исследователей о том, что в нашем крае есть нечто более русское, чем даже в самой России; пр аналогии с таким мнением можно сказать, что в Иркут ске, в его литературной и культурной жиз ни «сибирское» начало сконцентрировано в большей степени, чем в других городах. Всем хорошо известен горячий патриотизм иркутян, их бережное, любовное отношение, к историческим и культурным традициям края. Как преломились эти свойства в идей- 'но-художественном облике произведений различных жанров, составивших разделы этого старого и авторитетного издания? Все крупные публикации раздела прозы в минувшем году оказываются связанными с Сибирью; снязь проявляется по-разному. Очень силен местный колорит в повести молодой писательницы В. Сидоренко «Разъезд Родниковый» (№1); пейзаж, ха рактеры, фольклорные мотивы. Проблемно повесть, однако, значительно выходит за ' местные рамки. Вновь по.днимая вопрос о сохранении главного богатства Сибири — величественной тайги, автор вписывает свою повесть в круг этических и художест венных поисков большой современной про зы; повесть «Разъезд Родниковый» по мыс ли, конфликту, поэтике перекликается с «Царь-рыбой» В. Астафьева, «Белым пароходом» и «Буранным полустанком» Ч. Айтматова, «Прощанием с Матёрой» В. Распутина. В рамках «школы» писатель ница, однако, обретает новые, свежие крас ки в сочетании строгого реализма с фан тастической символикой. Разъезд Родниковый — место, где сопри- ^касаются человек и тайга. Прямо у станци-' онных домиков «бьют родники, холодные светлые, искристые, над ними глубокое и ясное озеро с песком на дне», а дальше — огромный, немереный лес. Но волна «циви лизации» уже достает досюда: крошечный разъезд изображен накануне ягодного се зона, когда окрестную тайгу наводняют толпы горожан, захламливая родниковую чистоту «сволочными отбросами». Люди, живущие здесь постоянно, любят окружаю-’ щий их таежный простор, чистят озерко; но они же и направляют пришельцев в глубь тайги, открывая им «заповедные места»- слишком скучна и однообрзна их жизнь, нескладны и перекручены судьбы; радуют всякие перемены, новые люди, даровая вы пивка... Смутно, однакр, они чувствуют, что поступают скверно, что-то предавая. Автор показывает, что по отношенинЗ к природе город обращен сегодня дурной стороной, как бы выплескивая наружу сточные воды разрушительного, самодоволь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2