Сибирские огни, 1984, № 11

КРИТИКА I ЛИТЕРАТЯРПВНДБНИЕ В. Перцовский СИБИРЬ КАК ТОЧКА ЗРЕНИЯ По страницам альманаха «Сибирь» «Сибирь без романтики»— так названа статья Валентина Распутина, напечатанная в пятом, номере иркутского альманаха «Си­ бирь» за 1983 год. Между тем статья напи­ сана как раз в высоком, патетическом то­ не, представляет собой цепь лирико-фило­ софских обобщений. И все-таки «без романтики»... Почему? Статья Распутина направлена против поверхностного, шаблонного взгляда на Сибирь, порожденного «кампанейством», периодическими «призывными волнами» «временных и сезонных людей», наводня­ ющих далекую землю, чтобы в скором вре- ’ мени покинуть ее, сохранив о ней память как о романтической полосе своей юности. «Быть может, у возвращающихся из Сиби­ ри и остается к ней теплое чувство, которое они увозят с собой, но на месте они остав­ ляют легкое и стороннее отношение к зем­ ле, на которой им временно довелось ра­ ботать и которая так и не стала для них родной». Именно от «легкости и сторонно- стй» возникает набор экзотических штампов, наполнивших массовую песню, поэзию, к й -' нофильмы, драматургию, в какой-то степени влияющих и на литературное творчество самих сибиряков, которые порой поддаются общему потоку. Против такой легковесной романтики и борется Распутин; вопреки ей, он стремится осмыслить для себя понятие «Сибирь» с предельной серьезностью. «Слово «Сибирь»,— пишет Распутин,— и не столько слово, сколько самое понятие, давно уже звучит вроде набатного ^солоко- ла, возвещая что-то неопределенно могучее и предстоящее... Одни слышат в этом гул­ ком звучании уверенность и надежду; дру­ гие,-.-трёвожную поступь человека на даль­ ней земЛе, третьи ничего определенного не слышат, но прислушиваются со смутным ощущением перемен, идущих от этого края. которые могли бы принести облегчение. Сибирь неминуемо чувствуют в себе даже те, кто никогда в ней не бывал и находится вдали от ее жизни и ее интересов. Она сама вошла в жизнь и интересы многих и многих если не как физическое, материальное понятие, то как понятие нравственное, суля­ щее какое-то неясное, но желанное об­ новление». Итак, «предстоящее», «надежда», «обнов­ ление», «перемены», ниже еще «спасение», «возвышение», «исполнение»— вот, по Рас­ путину, синонимы Сибири для страны, для всего человьечества. Но что это значит? Пре­ одолевая то «неопределенное», «смутное», «неясное», что кроется здесь, можно так сформулировать главную мысль писателя: Сибирь есть возможность и необходимость предстоящего основополагающего всенарод­ ного общественного деяния. Прежде всего, Сибирь дает материальную основу для такого деяния своими природ­ ными богатствами. «Кажется, она (Си­ бирь) могла бы существовать как само­ стоятельная планета, в ней есть все, что должно быть на такой планете во всех трех царствах природы — на земле, под землей и в небе». Причем еще важнее и драгоценней «сибирских руд» богатства «простейшие»: «это — воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких, это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокор­ мить гораздо больше людей, чем она кор­ мит теперь». Опираясь на такое богатство, человечество может начать новую жизнь’, решая для себя коренные вопросы: «чем дышать, что пить и что есть, как, в каких целях использовать человеческий разу.м». В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2