Сибирские огни, 1984, № 11
КРИТИКА I ЛИТЕРАТЯРПВНДБНИЕ В. Перцовский СИБИРЬ КАК ТОЧКА ЗРЕНИЯ По страницам альманаха «Сибирь» «Сибирь без романтики»— так названа статья Валентина Распутина, напечатанная в пятом, номере иркутского альманаха «Си бирь» за 1983 год. Между тем статья напи сана как раз в высоком, патетическом то не, представляет собой цепь лирико-фило софских обобщений. И все-таки «без романтики»... Почему? Статья Распутина направлена против поверхностного, шаблонного взгляда на Сибирь, порожденного «кампанейством», периодическими «призывными волнами» «временных и сезонных людей», наводня ющих далекую землю, чтобы в скором вре- ’ мени покинуть ее, сохранив о ней память как о романтической полосе своей юности. «Быть может, у возвращающихся из Сиби ри и остается к ней теплое чувство, которое они увозят с собой, но на месте они остав ляют легкое и стороннее отношение к зем ле, на которой им временно довелось ра ботать и которая так и не стала для них родной». Именно от «легкости и сторонно- стй» возникает набор экзотических штампов, наполнивших массовую песню, поэзию, к й -' нофильмы, драматургию, в какой-то степени влияющих и на литературное творчество самих сибиряков, которые порой поддаются общему потоку. Против такой легковесной романтики и борется Распутин; вопреки ей, он стремится осмыслить для себя понятие «Сибирь» с предельной серьезностью. «Слово «Сибирь»,— пишет Распутин,— и не столько слово, сколько самое понятие, давно уже звучит вроде набатного ^солоко- ла, возвещая что-то неопределенно могучее и предстоящее... Одни слышат в этом гул ком звучании уверенность и надежду; дру гие,-.-трёвожную поступь человека на даль ней земЛе, третьи ничего определенного не слышат, но прислушиваются со смутным ощущением перемен, идущих от этого края. которые могли бы принести облегчение. Сибирь неминуемо чувствуют в себе даже те, кто никогда в ней не бывал и находится вдали от ее жизни и ее интересов. Она сама вошла в жизнь и интересы многих и многих если не как физическое, материальное понятие, то как понятие нравственное, суля щее какое-то неясное, но желанное об новление». Итак, «предстоящее», «надежда», «обнов ление», «перемены», ниже еще «спасение», «возвышение», «исполнение»— вот, по Рас путину, синонимы Сибири для страны, для всего человьечества. Но что это значит? Пре одолевая то «неопределенное», «смутное», «неясное», что кроется здесь, можно так сформулировать главную мысль писателя: Сибирь есть возможность и необходимость предстоящего основополагающего всенарод ного общественного деяния. Прежде всего, Сибирь дает материальную основу для такого деяния своими природ ными богатствами. «Кажется, она (Си бирь) могла бы существовать как само стоятельная планета, в ней есть все, что должно быть на такой планете во всех трех царствах природы — на земле, под землей и в небе». Причем еще важнее и драгоценней «сибирских руд» богатства «простейшие»: «это — воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких, это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокор мить гораздо больше людей, чем она кор мит теперь». Опираясь на такое богатство, человечество может начать новую жизнь’, решая для себя коренные вопросы: «чем дышать, что пить и что есть, как, в каких целях использовать человеческий разу.м». В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2