Сибирские огни, 1984, № 11
приказ на штурм. Откуда-то сверху уда рило орудие, с воем полетели мины, дробя, кроша и уничтожая все живое перед вхо дом в пещеру. Короткими перебежками от валуна к валуну, от выступа к выступу пошла в атаку горная пехота... Ночевать расположились в штабной ма шине. А перед этим комбат передал в Кандагар итоги боя: 78 убитых, 17 плен ных вместе с ранеными, 4 пулемета, радио станция, автоматы... ковры, одежда, овчины™ Все, что награбили и снесли в пе щеру душманы. Среди раненых оказался и главарь банды Сарвар. Среди мятежников не было ни одной женщины. Среди трофейного оружия нашелся исправный «бур». Для старика Нурзая. В Кандагар думали улететь вертолетом. Не смогли. По каким-то причинам машина задержалась. Выехали на проверенном транспорте — бронетранспортере — в соста ве колонны грузовиков, оборудованных для перевозки раненых. Долго не покидала мысль: вернется ли жизнь в этот кишлак? Оказалось, что об этом думал . и подпол ковник Мухаммед Акрам. —Обязательно, — с твердой уверенностью говорил он. — Погибли не все. Где-то есть молодежь, угнанная в банды, кто-то проживает у родственников. Опомнятся, образумятся. Сколько же можно проливать мусульманскую кровь? Это те, кто в Паки стане, думают, что. вечно, а народ, да и сами душманы, начинают понимать иначе. Прозревают. Снова вспомнилась исповедь Фулада Алмаса на пресс-конференции в Кабуле. Ему .не раз приходилось слышать о том, что душманы, битые в открытом бою, все чаще теряют веру в разумность «священной войны». Появляются сомневающиеся, а по том и ропщущие. В прозрении мятежников определенную роль сыграл указ правительства ДРА об амнистии: освобождение от уголовной от ветственности бандитов, явившихся с по винной. Уже тысячи душманов порвали с контрреволюцией и сложили оружие. Мы верим им, —- говорил мне генерал- лейтенант Мир Тахмас. — Сохраняем за ними оружие, чтобы они могли защищаться в случае места за «измену» контрреволю- ци.и, создаем из желающих отряды само обороны. Некоторые из них изъявляют же лание служить в армии. И таким мы тоже идем навстречу. «Мы все сделаем, чтобы искупить свою вину, и никогда больше не свяжемся с теми, кто делал из нас братоубийц и грабителе:^, кто хотел вернуть нашу родину к мрачным временам прошлого, — заявил на собрании бывших руководителей бандформирований, .перешедших на сторону народной власти, бывший главарь мятежников Вакиль Шах- назар. — Мы бесконечно благодарны пра вительству за то, что оно протянуло нам руку братской помощи, позволило нам вер нуться на родину». Таких заявлений много. Они раздаются все чаще, заглушая , подворотную брехню американских служак — главарей контрре волюции. Курс, избранный народом Афга нистана и указанный Народно-демократи ческой партией, — правильный. Враги наро да терпят поражение и в политической борьбе... Километрах в тридцати от Кандагара повстречали кочевников. Караван шел по обочине дороги. Впереди — навьюченный мул. Его придерживал за веревочную узду высокий, уже преклонного возраста пуштун о живым, острым взглядом и узким, орли-' ного профиля носом. За ними, не спеша переставляя ноги, шли цепочкой одногорбые верблюды, нагруженные домашним скарбом: свернутыми черными полотнищами шатров; мешками, веревками, жердями, металличе ской посудой, небольшими ящиками. Под одним из вьюков болтались привязанные за ноги живые куры. Караван замыкал мул с небольшой поклажей, на которой сидел вы-- сушенный ветром и солнцем белобородый старец и прял овечью шерсть. А дальше шли женщины с открытыми лицами, неся на руках ребятишек, дети, подростки. Трое, пожилых мужчин сопровождали с десяток овец. Сбоку этой небольшой отары понуро плелся волкодав, безухий, с ввалившимися боками. Остановились. Остановился и караван. Мужчина, шедший впереди, что-то произ нес, передал веревку подбежавшему под ростку и подошел к нашему бронетранспор теру. Начальник колонны подал команду сделать привал. Спали минуты настороженности. Старей шина каравана, назвавшийся Мурадом, судя по разговору и поведению, человек умный-и опытный, сразу пояснил, что ни оружия, ни взрывчатки (можете проверить) они не везут. Что их уже дважды проверя ли пограничники и соответствующую бума гу выдали. Что возвращаются они домой из Пакистана, куда ушли еще при Амине. — Хоть и говорят, какая может быть у кочевников родина, но мы не смогли жить там, — горестно вздохнул Мурад, указывая рукой на восток. — Молодежь забрали в банды, а мы, старики, решили посмотреть, какая же тут новая жизнь. Наверно, другая, может, и хорошая? Иначе зачем воевать? За плохую жизнь не воюют. На кошме, расстеленнсый на поляне, поя вился солдатский термос с чаем, принесли консервы, хлеб, сахар. Кочевники-мужчины от мала до велика навалидись на еду.. И только женщины, прикрыв рты платками, молча стояли в стороне. Для них новад; жизнь еще не начиналась...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2