Сибирские огни, 1984, № 11

роть живот, отрубить голову обещали на­ учить уже здесь, на территории ДРА... — Что вы будете делать, если вас от­ пустят? — задал вопрос Кариму начальник провинциального ХАДа, видимо, чувствуя и по опыту зная, что такой душман еще может прозреть. Имам не спешил с ответом. Выпрямился, смело глянул в глаза офицеру: — Надо спасать отца, сестер... Там мно­ го обманутых... К сожалению, задержать и обезвредить всех бандитов, забрасываемых на терри­ торию Афганистана, пока невозможно. Правительство ДРА проявляет сдержан­ ность в планировании и осуществлении своих военных мер против банд интервен­ тов. Заботясь о том, чтобы кризис не разрастался дальше, оно не использует ■законного права на преследование бандит­ ских формирований, когда они возвра­ щаются на свои базы в Пакистан и Иран. И душманы продолжают творить неслы­ ханные злодеяния. Удары наносятся преж­ де всего по объектам, имеющим важное ■значение для удовлетворения самых на­ сущных потребностей народа, для улучше­ ния его жизни. Враг пытается дискредити­ ровать народную власть, проводимые в стране реформы, помешать сплочению вок­ руг НДПА. В миллиардах афгани исчисляются материальные потери. В ряде провинций нарушены сложившиеся эконо­ мические связи. Народное хозяйство не­ дополучает значительное количество зерна, шерсти, хлопка, затруднена работа тран- спор.та , в некоторых районах ощущаются перебои с подвозом сырья, продовольствия, товаров... На моем столе лежит книга, изданная в Кабуле. Она называется «Истинное лицо афганской контрреволюции». Несколько примеров из нее, переведенных по моей просьбе на русский язык, я взял для своих записок. Они, думается, помогут читате­ лям лучше представить, сколько горя, слез и страданий принесли на древнюю землю пуштунов «защитники ислама». «Был второй день рамазана,— рассказы­ вает мать, сын которой служит в афганской армии.— В два часа дня три человека с винтовками и гранатами вошли в мой дом. Они спросили моего мужа, где наш сын. «Мы убьем его»,— сказали они. Муж ответил, что не знает, где сын. Тогда они стали жестоко избивать его... Потом они сорвали тюрбан с головы мужа и повеси­ ли его на нем. Я взяла священный коран и протянула убийцам, прося пощады. Они отшвырнули коран и начали бить меня прикладами. Сломали мне левую руку и ребро. Я потеряла сознание. Войска без­ опасности спасли мне жизнь». «Я был на заработках в Кабуле,— рас­ сказывает взятый в плен душман Закир.— На обратном пути автобус, в котором мы ехали, остановили бандиты. Двоих пас­ сажиров застрелили на месте, остальных погнали в горы, избивая прикладами. Автобус сожгли. Затем приказали все выложить из карманов и раздеться. Они наслаждались, видя, что мы все дрожим от страха. Затем приказали тем, кто же­ лает, убираться как можно скорее. Груп­ па людей побежала. В них стали стрелять ■ИЗ автоматов. Бандиты смеялись, наблю­ дая, как падают и умирают люди. Среди нас были три женщины и два старика, ко­ торые не могли идти быстро. Бандиты поставили их на дороге и расстреляли. Наконец нас привели к главарю. Я узнал его. Это был Гарибдад, который когда-то жил в моей деревне. В руке у него была американская автоматическая винтовка. Он сказал; «Ты теперь будешь с нами». Я устанавливал на дорогах мины. Расстре­ ливал пленных. Мы отводили их к ущелью и после того, как забирали все из карма­ нов, расстреливали и сбрасывали вниз...» Душегубы в своей звериной ненависти к новому строю не останавливаются ни перед чем. Есть в Афганистане единстврная в своем роде археологическая сокровищница Хадда. Рассказываю о ней со слов Сулеймана Лаека и Гуляма Кадыра, потому что по­ смотреть самому не удалось, хотя и на­ ходились мы от нее километрах в двадца­ ти. Дорога на Хадду была закрыта. Афганская земля богата историческими памятниками. Впечатляют пещерные храмы с огромными статуями Будды, вырубленны­ ми в скале. Они хорошо видны из верто­ лета, когда летишь из Кабула в Бамиан. Не перестаешь удивляться, знакомясь с памятниками культовой архитектуры древнего Герата. Она возникла в тот пе­ риод, когда ислам запретил изображать человека и вообще все живое, и на смену скульптуре и живописи пришло приклад­ ное искусство. Афганские мастера стали возводить мечети, медресе, мавзолеи. Строи­ ли смело, добротно, как говорят у нас, на века, может быть, даже не думая о том, что И через многие столетия люди будут восхищаться их великолепным архи­ тектурным решением и изумительными по рисунку и цвету орнаментами. Сокровищница Хадда в истории афган­ ского народа занимает особое место. Она вобрала в себя религии буддизма, индуиз­ ма и верования античной Греции. Этот памятник — храм и крепостной мона­ стырь — соорудили потомки соратников Александра Македонского где-то в третьем веке до нашей эры. Здесь можно было увидеть греческого Геракла и сидящего рядом Будду как символ породнения греков с древними потомками афганцев, молитвенные залы монастыря с настенными барельефами из жизни богов, известное на весь мир изваяние мифических божеств в подводном царстве цветущего лотоса, галерею фресок, повествующих о жизни человека от рождения до смерти. Памят­ ник нескольких цивилизаций был настоль­ ко прекрасен, что его не посмели тронуть даже дикие полчища монголов,' покорив­ ших почти всю Азию. А банды Гульбедди- на подняли свои грязные руки. Варвары, пришедшие из Пешавара, уничтожили часть скульптур, часть уволокли контра- бандно в Пакистан, спалили музей, искром­ сали штыками, кинжалами, покрыли выбоинами от пуль настенные барельефы и фрески... От былой красоты остались руины. Душманы расстреляли своих бргов... А как же ведут себя мятежники на па­ кистанской земле, вернувшись из очеред­ ного похода, опьяненные кровью соплемен­ ников? Неужто смиренными «квартиранта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2