Сибирские огни, 1984, № 11
можно дотянуться, а земля где-то далеко внизу и что поддерживает его в пространстве нечто необыкновенное, звездное, что и словами трудно обозначить. Он думал: над половиной всей планеты — ночь, и звезды смотрят вниз, на землю, где огни машин — как звезды тоже. А человек глядит на небо: возможно, там, далеко, комбайны иных миров спешат убрать свой хлеб. Зерно, земля и человек. Незримые, но вечные связали нити их. И люди знают: истина в зерне, точнее — в радости от этого зерна. Мелькают годы, как секунды, исчезнет многое из памяти времен. Но вечен хлеб, и вечен свет, рожденный хлебом. И счастлив тот, кому судьба доверила вести зерна машину'— ведь он соприкоснулся с, Нас- стоящим... 2 9 декабря 1 в полночь подошли к Сонахскому перевалу. У Шестака здесь — тьфу-тьфу-тьфу — случаев не было, но он знал: несколько машин здесь разбилось. Одна ситуация известна в деталях. Зимой в «Магирусе» ехали четверо: водитель, слегка «под мухой», и трое женщин. Сгубили их не столько градусы шофера, сколько его не опытность. Поднявшись на перевал, на спуске он не отключил блокиров ки, что сильно затрудняет управление машиной. На наледях, которые сделали дорогу наклонной от скал к обрыву, он стал пользоваться горным тормозом. Ведущие колеса, не встречая на льду сопротивления, встали при торможении. Двигатель заглох. Отключился гидроусилитель руля. И машина пошла в обрыв. Пролетев несколько десятков метров, удари лась о деревья. Пассажиры погибли сразу, водителя спасла баранка, он ударился о нее грудью и отделался несколькими переломами, выби тыми зубами и восемью годами. Благодаря добросовестной работе и амнистии, вышел на свободу через три года. А у женщин — всех троих —• остались дети... Сонах прошли благополучно. Вообще, ночью здесь идти спокойнее: издали наблюдаются фары встречной машины, не видны обрыв и узкая полоска БАМа внизу. Понимаешь, что это никуда не делось, но все же... Проехали Амгунь и Джамку, где работают пензяки и волгоградцы. Поселки эти, как и все другие по БАМу, где должны быть станции, стро ятся в пятидесяти километрах друг от друга. За Джамку обнаружился какой-то стук под капотом, ближе к кабине. Раз стучит — значит, что-то не то. Пришлось с десяток раз останавливаться, все внимательно осмат ривать. Но стук при движении возникал снова и снова. Шестак и умаял ся, и наморозился, но плюнуть на этот треклятый стук не мог, в напря жении держала хорошо известная механизаторам примета: хороший стук всегда наружу вылезет, и неизвестно, что тогда обнаружится. Но вспом нил вдруг: еще летом завалилась в подпанельное пространство кабины авторучка с тяжелым металлическим колпачком. И теперь стучала в одной из ниш. И как только он успокоился, стук исчез, исчез навсегда. ...В два ночи на середине перегона Джамку — Герби устроили не то поздний ужин, не то ранний завтрак. Дает знать вторая, ночь без сна — бросает Шестак в рот несколько зернышек лимонника, который, как говорят охотники, хорошо взбадривает, пьет очень крепкий и очень сладкий кофе из термоса. Вышла луна. Появились тени, глубокие и черные — от ближних сопок, деревьев, сугробов. Ночь светла. Олег даже пробовал выключить фары — дорога видна, и при необходимости можно ехать и так. Внезапно появляется какое-то периодическое сипение. Почти одно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2