Сибирские огни, 1984, № 11
эксплуатации трудящихся. Ежегодно де сятки' тысяч афганцев, ведущие кочевой образ жизни, регулярно переходят из Афганистан.а в Пакистан и обратно в поисках сезонных пастбищ для скота'. При этом, по существующему афгано-накистан- скому соглашению, они рассматриваются как афганские граждане, когда находятся на территории Афганистана, и как паки станские, когда проживают на территории Пакистана. Пакистан, так же, как и Ираьь, был для многих тысяч афганцев местом постоянно го заработка, зачастую не только главного, но и единственного источника существо вания. "Тысячи пуштунов вывозили на рынки Пешавара — и это тоже длилось многие десятилетия — продукцию своего ремесла, дрова, сырые кожи. Значительное число юношей из афганской зоны обуча лось ,в пакистанских учебных заведениях в Пешаваре, Квете и других городах. Вместе с тем между отдельными племе нами традиционно существует скрытая вражда и трения из-за земельных участ ков, лесов, пастбищ. Особенно это замет но во взаимоотношениях двух пуштунских племенных объединений — дуррани и гиль- заи. Первые живут на юго-западе и запа де республики и практически во всех крупных городах страны, вторые — на юге и юго-востоке. Дуррани принадлежит главенствующая роль в становлении самостоятельного аф ганского государства. Из этого племени выходили все правящие династии страны в период монархии. С именем гильзаи свя зана защита родины от персидского втор жения и английского колониального господства. Значительную часть территории ДРА за селяют неафганские племена: хазарейцы, чараймаки, белуджи, нуристанцы. Наибо лее крупное, около полутора миллионов человек,— хазарейское население. Оно за нимает центральную часть страны и ведет оседлый образ жизни. До Апрельской революции подавляющее большинство хазарейцев находилось в ь»аи- более бесправном положении. В течение многих десятилетий они не играли какой- либо существенной роли в государственно административном аппарате страны, что являлось причиной постоянных обострен ных отношений с правительством. Среди остальных неафганских племен наиболее заметны нуристанцы. Они про живают в Северных районах провинций Кунар и Бадахшан. В зоне проживания племен существует своя родо-племенная власть, издаются свои газеты. Пределы владений охраняются вооруженными отря дами. Они не допускают проникновения посторонних лиц и групп, , представителей других племен на свою территорию. После Апрельской революции часть пуш тунских и непуштунских племен под влиянием феодалов, реакционного духо венства и ушедших в подполье даудовоких офицеров, подогреваемая и финансируемая США, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, выступила против правительства ДРА. Этому способствовали и преступные действия Амина: попрание законов исла ма, репрессии. В мятежных племенах нашли свое пристанище враги революции, бежав шие после ее свершения в Пакистан, а за тем пришедшие на родину,, нелегально. А как отнеслась основная часть населе ния пуштунских племен и его руко.водящая верхушка к падению режима Амина? Этот вопрос я собирался задать одному ответственному работнику министерства по делам границ и племен, а получил ответ неожиданно на встрече с . вождями племен провинции Пактия, проводимскй в филиале министерства в Гардезе. — Мы довольны, что убрали отродье шайтана,— говорил один из вождей,— Он бомбил нас, убивал женщин,, стариков, детей. — Мы довольны, что к власти в Кабу ле пришел Бабрак Кармаль,— поддержал его другой седобородый предводитель пуш тунов.— Мы знали его отца. Он, слава аллаху, много лет был большим военным начальником. Наши люди уважали его. Мы надеемся, да поможет аллах, сын не изме нит отцу. Сын не изменит отцу, народу, родине. Эту надежду выражают миллионы аф ганцев, имея в виду не столько личность, сколько партию, возглавляемую им, и пра вительство. Эта надежда крепнет день ото дня вместе с набирающими прочность устоями революции. «Мы защитим тебя, революция!» — гово рят верные сыны партии, разъясняя наро ду ее цели и задачи; воины афганских вооруженных сил, перемалывающие банды мятежников, члены отрядов самообороны, встающие на кровавых путях душманов, все патриоты, вливающиеся в могучий поток Национального Отечественного фрон та. Чувствуется уверенность в том, что революционный процесс в Афганистане необратим. ...Сулейман Лаек устал. Он и сам не скрывает этого. Разговор с вождями был трудным. Много справедливых претензий высьсазали они уполномоченному ЦК, остро нуждались в разносторонней помощи. Действия душманов осуждали, с явным Неодобрением воспринимали вести о связях своих соплеменников с Пакистаном, США. Но и к новой власти относились насторо женно. Пока, что с ее стороны было боль ше слов, чем дела. Правда, в кишлаках и аулах открыли школы, стали учить де тей грамоте, но бандиты сожгли школы; власти дали беднякам землю, семена, ю кет воды, а на сухой земле хлеб не вы растишь; стали строить дороги, но банди ты минируют их; пытались сами защищать с я— нет оружия, купить не на что. — Да,— вздыхает Сулейман Лаек.—Ма- леки правы. Они сказали мне, что хотят сильной и авторитетной народноьй власти, которая бы защищала их безопасность и интересы. А мы пока что, к сожалению, не можем удовлетворить все их требования. Но рук опускать не будем. Надо как можно быстрее испра.вить аминовские извращения, шире разъяснят^ народу цели нашей рево люции, практическими делами крепить связь партии с народом. Уполномоченный ЦК перечисляет меро приятия, которые необходимо провести безотлагательно, и среди них особое место занимает пропагандистская работа.' Здесь,, в Афганистане, я, как никогда раньше, ! убедился, что пропаганда должна быть не только правдивой, целенаправленной, насту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2