Сибирские огни, 1984, № 11

эксплуатации трудящихся. Ежегодно де­ сятки' тысяч афганцев, ведущие кочевой образ жизни, регулярно переходят из Афганистан.а в Пакистан и обратно в поисках сезонных пастбищ для скота'. При этом, по существующему афгано-накистан- скому соглашению, они рассматриваются как афганские граждане, когда находятся на территории Афганистана, и как паки­ станские, когда проживают на территории Пакистана. Пакистан, так же, как и Ираьь, был для многих тысяч афганцев местом постоянно­ го заработка, зачастую не только главного, но и единственного источника существо­ вания. "Тысячи пуштунов вывозили на рынки Пешавара — и это тоже длилось многие десятилетия — продукцию своего ремесла, дрова, сырые кожи. Значительное число юношей из афганской зоны обуча­ лось ,в пакистанских учебных заведениях в Пешаваре, Квете и других городах. Вместе с тем между отдельными племе­ нами традиционно существует скрытая вражда и трения из-за земельных участ­ ков, лесов, пастбищ. Особенно это замет­ но во взаимоотношениях двух пуштунских племенных объединений — дуррани и гиль- заи. Первые живут на юго-западе и запа­ де республики и практически во всех крупных городах страны, вторые — на юге и юго-востоке. Дуррани принадлежит главенствующая роль в становлении самостоятельного аф­ ганского государства. Из этого племени выходили все правящие династии страны в период монархии. С именем гильзаи свя­ зана защита родины от персидского втор­ жения и английского колониального господства. Значительную часть территории ДРА за­ селяют неафганские племена: хазарейцы, чараймаки, белуджи, нуристанцы. Наибо­ лее крупное, около полутора миллионов человек,— хазарейское население. Оно за­ нимает центральную часть страны и ведет оседлый образ жизни. До Апрельской революции подавляющее большинство хазарейцев находилось в ь»аи- более бесправном положении. В течение многих десятилетий они не играли какой- либо существенной роли в государственно­ административном аппарате страны, что являлось причиной постоянных обострен­ ных отношений с правительством. Среди остальных неафганских племен наиболее заметны нуристанцы. Они про­ живают в Северных районах провинций Кунар и Бадахшан. В зоне проживания племен существует своя родо-племенная власть, издаются свои газеты. Пределы владений охраняются вооруженными отря­ дами. Они не допускают проникновения посторонних лиц и групп, , представителей других племен на свою территорию. После Апрельской революции часть пуш­ тунских и непуштунских племен под влиянием феодалов, реакционного духо­ венства и ушедших в подполье даудовоких офицеров, подогреваемая и финансируемая США, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, выступила против правительства ДРА. Этому способствовали и преступные действия Амина: попрание законов исла­ ма, репрессии. В мятежных племенах нашли свое пристанище враги революции, бежав­ шие после ее свершения в Пакистан, а за тем пришедшие на родину,, нелегально. А как отнеслась основная часть населе­ ния пуштунских племен и его руко.водящая верхушка к падению режима Амина? Этот вопрос я собирался задать одному ответственному работнику министерства по делам границ и племен, а получил ответ неожиданно на встрече с . вождями племен провинции Пактия, проводимскй в филиале министерства в Гардезе. — Мы довольны, что убрали отродье шайтана,— говорил один из вождей,— Он бомбил нас, убивал женщин,, стариков, детей. — Мы довольны, что к власти в Кабу­ ле пришел Бабрак Кармаль,— поддержал его другой седобородый предводитель пуш­ тунов.— Мы знали его отца. Он, слава аллаху, много лет был большим военным начальником. Наши люди уважали его. Мы надеемся, да поможет аллах, сын не изме­ нит отцу. Сын не изменит отцу, народу, родине. Эту надежду выражают миллионы аф­ ганцев, имея в виду не столько личность, сколько партию, возглавляемую им, и пра­ вительство. Эта надежда крепнет день ото дня вместе с набирающими прочность устоями революции. «Мы защитим тебя, революция!» — гово­ рят верные сыны партии, разъясняя наро­ ду ее цели и задачи; воины афганских вооруженных сил, перемалывающие банды мятежников, члены отрядов самообороны, встающие на кровавых путях душманов, все патриоты, вливающиеся в могучий поток Национального Отечественного фрон­ та. Чувствуется уверенность в том, что революционный процесс в Афганистане необратим. ...Сулейман Лаек устал. Он и сам не скрывает этого. Разговор с вождями был трудным. Много справедливых претензий высьсазали они уполномоченному ЦК, остро нуждались в разносторонней помощи. Действия душманов осуждали, с явным Неодобрением воспринимали вести о связях своих соплеменников с Пакистаном, США. Но и к новой власти относились насторо­ женно. Пока, что с ее стороны было боль­ ше слов, чем дела. Правда, в кишлаках и аулах открыли школы, стали учить де­ тей грамоте, но бандиты сожгли школы; власти дали беднякам землю, семена, ю кет воды, а на сухой земле хлеб не вы­ растишь; стали строить дороги, но банди­ ты минируют их; пытались сами защищать­ с я— нет оружия, купить не на что. — Да,— вздыхает Сулейман Лаек.—Ма- леки правы. Они сказали мне, что хотят сильной и авторитетной народноьй власти, которая бы защищала их безопасность и интересы. А мы пока что, к сожалению, не можем удовлетворить все их требования. Но рук опускать не будем. Надо как можно быстрее испра.вить аминовские извращения, шире разъяснят^ народу цели нашей рево­ люции, практическими делами крепить связь партии с народом. Уполномоченный ЦК перечисляет меро­ приятия, которые необходимо провести безотлагательно, и среди них особое место занимает пропагандистская работа.' Здесь,, в Афганистане, я, как никогда раньше, ! убедился, что пропаганда должна быть не только правдивой, целенаправленной, насту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2