Сибирские огни, 1984, № 11
только зарождается. Еще сильны старые 'устои. Еще многим мальчикам и девочкам родители запрещают носить пионерскую форму, появляться на людях вместе, но остановить это движение революция не позволит. Худайдад Башармаль предлагает пере дохнуть с дороги. Заходим в комнату, обставленную современной мебелью. На столе пыхтит самовар, в черной стеклян ной вазе — горка фруктов. Полковник Мияхель вкратце доклады вает обстановку. В провинции положение остается сложным. То и дело дают о себе знать мелкие и крупные банды. Вот и се годня душманы устроили засаду на доро ге, по которой нам предстояло ехать. Обнаружил бандитов пост охраны. По тревоге поднято подразделение афган ских пехотинцев. Они сейчас прочесывают рощу, в которой скрылись мятежники. Дви жение по дороге временно закрыто, охрана усилена. — Как вы думаете,— обращаясь к пол ковнику, спрашивает Сулейман Лаек,— появление банды на этой дороге не связа но с нашим приездом? — Думаю, что нет. Случайное совпаде ние. Лаек задумывается, отрешенно глядя в окно. Однако молчание длится недолго. — Тогда мы сделаем так,— вставая, го ворит он.— У меня запланированы две встречи. О дна— здесь, другая — в Асада- баде. Пока здесь будут «разговаривать» военные, мы полетим в Кунар. Возражений нет. Через два дня радио Кабула сообщит: «Вожди и старейшины некоторых племен Кунарсхой провинции в присутствии Су леймана Лаека, члена ЦК НДПА, члена Ревсовета, выразили полную поддержку правительству ДРА и заверили его, что народы шинвари и африди будут поддер живать Саурскую революцию, особенно ее второ 1 й этап». Секунд 20—30 заняла эта информация в последних известиях, а для Сулеймана Лаека и секретаря Кунарского провин циального комитета НДПА Махбуба Сангара это были напряженные часы пе реговоров. Склонить вождей племен на свою сторону — а многие из них уже были завербованы контрреволюцией,— угово рить их для начала хотя бы сохранять нейтралитет, не поддерживать бандформи рования стоило немало усилий. Афганистан — одно из немногих госу дарств, где все еще сохраняется родо-пле- менная структура. Большинство населения составляют пуштуны. Правда, эти племена во многом отличаются от известных нам по учебникам истории первобытных кровно родственных коллективов. Они — своеоб разные пережиточные общности, которые сохранились, благодаря некоторым важным особенностям исторического развития аф ганского народа. Дело в том, что у пуш тунов длительное время не было собст венной государственности. Поэтому родо племенная организация стала единственной силой, обеспечивающей крестьянам и ре месленникам защиту их жизни и имущест ва. Пуштунские племена всегда отличались ярко выраженной военно-племенной орга низацией и мобильностью. Их постоянные военные формирования отличались вы носливостью, натренированностью, высокой дисциплиной, наличием системы разведки и оповещения, дающими племенам воз можность заранее получить точные сведе ния о готовящихся против них акциях. В свое время пуштуны составили костяк Дуранийской державы. Они активно уча ствовали в борьбе против персидских ша хов и британских колонизаторов. Тради ционно только пуштуны формировали правящую верхушку страны, местную аристократию и занимали все ключевые позиции в государственном аппарате и армии. Устойчивые пережитки племенной орга низации, а также многие уступки со сто роны бывших правителей Афганистана, значительно повлияли на социальные про цессы, происходящие в зоне племен, и на политическую обстановку в этом районе. С незапамятных времея зона пуштунских племен, а это ни много ни мало 600 кило метров с северо-востока на юго-запад вдоль границы с Пакистаном и почти 4 миллиона человек населения, не находи лась под действенным контролем ни одного из правительств, существовавших в этом регионе государств. Практически население зоны никогда и никому не вы плачивало никаких налогов. Единственной социальной СИЛ01Й, пользующейся в этой зоне определенным влиянием, были вожди племен и старейшины, а также местные мусульманские богословы — муллы и уле мы. Так же поступали и афганцы, прожи вающие на территории пуштунских племен Пакистана. Искусственно разделенные англичанами в 1893 году на две половины так называемой «линией ДюрЯнда», факти чески ставшей границей между Афгани станом и Пакистаном, они до сегодняшнего дня не признают ее, равно как и прави тельство Исламабада. Здесь не было па кистанских войск, полиции, жандармерии. На этот район не распространялись па кистанские законы и уголовный кодекс. Все мужское население вооружено совре менным огнестрельным оружием. На протяжении многих лет афганское правительство проводило соответствую щую работу среди пуштунских племен, На ходящихся за границей, желая привлечь их к себе и по возмож.ности приобщить к оседлой жизни. В свою очередь, Ислама бад стремился распространить свое влия ние на все пуштунские племена, проводя среди них соответствующую пропагандист скую работу. В итоге пуштунская пробле ма, возникшая 90 лет наза.д, постоянно то возгорается, то затухает на некоторое время, но никогда не гаснет совсем. Ны нешнее правительство ДРА вышло с предложеньем честно устранить все аф гано-пакистанские разногласия путем пе реговоров с правительством Пакистана, «принципиально по.ддерживает право на волеизъявление братских пуштунских и бе луджских народов, которые сами должны принимать решения относительно своей будущей судьбы». В экономическом отношении зона пуш тунских племен — один из самых отсталых районов Афганистана: примитивное сель- сное хозяйство, кустарное' производство, докапиталистические методы и формы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2