Сибирские огни, 1984, № 11

душка Камертон?— словно читая мысли Шестака, опять спросил брига­ дир.— Что-то не верится, что Хамин сам, без подталкивания, поступил так, как нужно, по долгу и совести. Как ты думаешь? Шестак пожал плечами, промолчал. Много чего нужно для такого рейса: три центнера соляры — боль­ ше в бак не входит, трос подлиннее, топор, лопата, паяльная лампа и бензин для нее, моторное масло в канистре, запасная камера, кувал­ да — без нее не разбортуешь колесо, запасные ремни компрессора и ге­ нератора, тонн пять гравия в кузов — для плавности хода и чтобы под колеса бросать в крайнем случае. Для этого же крайнего случая — две шпалы. Они незаменимы, если проваливаются ведущие колеса: тогда одну шпалу ставишь под заднюю часть кузова и включаешь подъемник. Кузов опирается на шпалу, и колеса оказываются подвешенными. Тог­ да толкаешь под,них другую шпалу и спокойно выезжаешь из сво­ ей ямы... Уже совсем собрался Шестак доложить о готовности, но обнару­ жил, что спускает баллон. Быстро машину в бокс, снять колесо! Оказа­ лось, острый камень вошел в старую дыру, «прополз» к камере и про­ сверлил ее. Ругнулся про себя Шестак, но, подумав, решил, что нет худа без добра: ладно, что заметил дыру в гараже, а не в пути. С минуту он смотрел на уже изрядно потрепанный баллон, побежал просить новый — наверняка эта дыра-ловушка скоро найдет еще такой же камень. ...Лида Куликова уже в «Магирусе». В толстом свитере, полушубке, обложилась сумками с едой, валенками про запас, портфелем с доку­ ментами. Шестак мотор прогрел и завел машину, как говорят в гара­ же, «с полпинка». ^ — К Новому году ждем,— говорит начальник, который вышел проводить и отдать Куликовой последние указания. — Будь осторожен,— говорит Олегу Светлана. Втянув непокры­ тую голову в воротник «бамовки», она ждет, пока Шестак развернет самосвал и даст прощальный гудок. Начало шестого, но в конце декабря смеркается рано, приходится сразу включать фары. Еще не выехали за поселок, как упали обороты. Олег дотянул до единственного на улице фонаря, очистил топливный фильтр от парафина, который выпал в осадок из летней соляры. По привычке ругнул тех, кто шлет зимой летнее топливо, летом — зимнее. Чергз несколько километров — та же ситуация. — Что? Что-нибудь серьезное?— спрашивает с тревогой Кулико­ ва.— Может, вернемся? Дороги не будет, примета плохая. — Не наговаривай,— обрезает ее Шестак.— Ничего страшного. Действительно, скоро соляра перемешалась с бензином, который он добавлял в бак, топливо подогрелось от поступления теплой «обрат- ки», излишка соляры, от которого отказывается двигатель,— пара­ фин растворился и уже больше не забивал фильтр. Машина идет на третьей-четвертой передачах, это 20 километров в час, больше не позволяет «стиральная доска». До пятой-шестой пере­ дач дело не доходит. Шестак знает, что до самого Ургала лучше не будет. Шофера говорят, что существует организация, которая получа­ ет большие деньги на содержание автоБАМа, но которая мало чего делает на трассе. Иногда, правда, видишь, что перед приездом началь­ ства или комиссии на деревянных мостах появляются свежие заплаты и жиденькие звенья перил... Темпоритм движения устоялся, двигатель нагнал тепло в кабину. Лида, покрутившись, нашла удобную позу, притихла. Дорога спокойная. Пока спокойная; Впереди два перевала, мосты и мосточки — иные дер- 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2