Сибирские огни, 1984, № 10
Некоторое время шли молча. Мелкий, как пыль, дождик сплошной пеленой висел в воздухе. — Понимаешь, Петя, когда я работаю , мне вдруг начинает к а за т ь ся, что все те образы , которые я изображаю , существуют вне меня. Я для ни}( просто инструмент, их материализатор. Ведь стоит р а зд е латься мне с очередным^ эскизом, как целый сонм образов кидается на меня наподобие хищной стаи. Они требуют себе жизни, своего вопло щения в красках. Один из них бывает проворнее остальных и вселяется первым — и я снова погиб. Он завладевает моей душой и начинает грызть меня изнутри, требуя своего облечения в кровь и плоть — линии и краски. И я, словно каторжник, вынужден работать день и ночь, чтобы от него освободиться. Но едва он отпочкуется ' от меня в виде картины , как на его место тотчас вселяется новый — и все начинается сначала. — К аторжник...— эхом отозвался П стр,— вечный каторжник и есть. — И всегда при этом меня преследует ощущение незаконченности, незавершенности моей работы! Существующий в моем воображении образ всегда ярче, интересней, красивей, чем потом в картине... Откуда в нас, людях, это неодолимое стремление -к Красоте? Зачём оно? И что есть Красота? Сотни раз я зад ав ал себе эти вопросы. Сколько нашего брата художника гибнет, не выдерж ав бремени погони за призраком! Но место ушедших занимаю т новые. И так до беско нечности... — Д а, искусство — это та дорожка, на которой многие ломают шеи,— подтвердил П етр.— Вот мне, например, представляется, что когда читаешь талантливую книгу или же погружаешься в созерцание талантливой картины — происходит тогда своеобразное растворение тво его «я». Его место в твоей душе занимает на какое-то время «я» худож ника, и ты чувствуешь тогда его чувствами и смотришь на мир его глазами . — Я понял,— продолжал Константин,— что прекрасное есть наше лучшее «я», то самое «я», к которому человек стремится всю свою жизнь. З ад а ч а же художника состоит в том, чтобы помочь своему вре мени выработать этот идеал. Или уловить и запечатлеть уже готовый. Это удается только гениям...— Он погрузился в свои мысли. — Гении...— медленно, произнес Петр с какой-то странной интона цией и вдруг не к месту хихикнул. — Что это с тобой? — подозрительно спросил у него Константин.— Кажется, я не ск а зал ничего забавного. — Ты — нет,— поспешно согласился тот,— это я над собой. Пони маешь, недавно я размышлял на тему о гениальности вообще и моей собственной в частности... — Вопрос стоит д аж е так? — не удержался от реплики Константин. — Гениальность представляется мне в очень большой мере см е лостью говорить в лицо человечеству правду о нем самом. Гений имеет мужество высказывать вслух свои истинные мысли. — Что же в этом смешного? — Видишь ли, смешно то, что стопроцентный дурак поступает так же! Он тоже говорит то, что думает... Константин расхохотался. — Вот,— с некоторым даж е смущением сказал Петр, переждав его смех,— и тебе тоже весело! А я здесь чего-то не пойму... ГЛ А В А 3 «НАШ ГОРОД» «Местное время 20 часов 15 минут. В эфире еж енедельная передача «Наш город». Здравствуйте, дорогие товарищи! Сегодня мы, к ак обычно, ознакомим вас с делами народной стройки и расскзж рм о 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2