Сибирские огни, 1984, № 10
Моя душа не приемлет то единение добра и зла, понимание и приятие ко торого наделяет иконы, Рублева и полотна Нестерова сиянием вечной мудрости. Я рожден для борьбы. Творить и бороться — мое кредо. Все мое творчество есть борьба. Склоняя свою голову перед величием Руб- лева-художника, я восстаю против смирения Рублева-человека, ибо ни когда не смогу признать смирение высшей добродетелью. Во мне сейчас бродят безграничные силы, которые ты мне д ал , Го род. Они переполняют меня и требуют приложения. Я знаю, когда-ни будь и мне придется заплатить за ту драгоценную способность к прозре нию, которой обладают настоящие художники, ^оторой обладал в пол ной мере Иван. Обостренность восприятия сыграла с ним жестокую шут ку. Почему? Кем? Когда была придумана эта нелепость: должен с тр а дать тонко чувствующий. Грубость не способна страдать. Плодится и выживает бесчувственность. Но путь в будущее, несмотря ни на что, прокладывают те, кто страдают. Страшный и печальный парадокс бытия!..» Давно и спокойно спал его Город. А он все бродил и бродил по улицам, вглядываясь глазами страстно влюбленного в незнакомые очер тания знакомых зданий. Теплая и короткая июльская ночь мерцала рос сыпями звезд, гудела низким бархатным звуком, которым отозвался в его душе глубокий и насыщенный синий цвет, увиденный и запомнив шийся ему в момент перехода от вечера к ночи, потому что поразил его. благородством своего тона. Бессознательно он чувствовал, что в нем происходит напряженная внутренняя работа, и это ощущение, бывшее сродни предчувствию, лихорадило его и безостановочно гнало вперед и вперед. Идея философского полотна, которую он вынашивал в себе уже вторую неделю, кажется, облекалась плотью и кровью. Он- медленно пересекал пустынную в этот час улицу Советскую и вдруг у в и д е л и з'амер на месте, страшась упустить драгоценный об раз. Большое полотно, вытянутое по вертикали, возникло перед его внутренним взором. Роскошный синий цвет его фона был именно того велико лепного тона, которым он восхитился перед наступлением ночи, ко торый выделил и запомнил. Растянутые по вертикали и деформирован ные силуэты зданий рождали вкупе с крышами оригинальной формы и разнообразными, гармонично чередующимися карнизами единый, прони зывающий картину ритм. А встречный ритм, ритм светящихся окон вносил в нее тревожную ноту дисгармонии. Из зданий, словно рождаясь из них и одновременно их оберегая, возникала ирреальная полупрозрачная фигура — Дух Города. Она плыла сквозь здания навстречу зрителю... Он закрыл гл а за и стоял, рассматривая свою картину и стараясь удерж ать в памяти мельчайшие детали. А когда открыл — небо на востоке уже заметно посветлело и блед ные звезды незаметно таяли в свете приближавшегося утра. Свежело. Западную Часть неба начинали затягивать облака. Он чувствовал ог ромную усталость человека, полностью истощившего свои умственные и физические силы, и глубокое внутреннее удовлетворение. Он знал, что напишет это полотно. Профессиональная память художника надолго сохранит и сможет в подробностях восстановить эту неожиданно н аро дившуюся картину. Он продрог и быстро заш агал в мастерскую. По серым городским улицам неслышно крался дождливый рассвет, который вливался в незрячие окна домов и пробуждал к жизни сотни тысяч человеческих существ, грустных и веселых, радостных и страдаю щих, первым криком приветствующих этот мир и уходящих из него навсегда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2