Сибирские огни, 1984, № 10

— Вы сами ответили на вопрос. — Не зам етил, простите. — Вы только что сказали , что при наличии других условий могли зан яться чем-либо еще. Так вот я бы н е м о г . — Нечестно,— после короткого молчания возразил Л еонид ,— вы попросту уклонились от ответа. Он был зол на себя.— С к аж и те ,— в то ­ не его послышался вызов,— не становитесь ли вы по отношению ко мне и вообще ко всем в позу этакого непризнанного гения? Байроновский плащ как будто уж е заношен до дыр! — Н а ваше усмотрение... — Конечно, мне сугубо б езразличн а ваш а судьба,— снова за го в о ­ рил Л еонид,— но все же я не понимаю , зачем вы здесь. Н астоящ и е про­ изведения рождаю тся там , где в них нуждаю тся. Зд есь они не нужны никому! — Он закурил сигарету и задумчиво уставился в стол.— Иног­ да я размыш ляю об искусстве прошлого. Греция, Рим ... И д аж е нашел ответ. — Воображаю ... Леонид поднял на него гл а за : — Д а , мой вывод вульгарно прост! «В арварские» времена приноси­ ли художнику неплохой доход. Дворцы , монастыри, храмы чертовски выгодно было расписывать: платили золотом. Города конкурировали между собой в украшении своего лица. Ремесленные цехи считали делом чести для себя иметь статую своего святого работы знаменитого м асте­ ра. К аж д ая хорошая художественная работа становилась с о б ы т и е м . Живописца ожидал триумф , который имеют у нас р азв е что игроки в хоккей. А теперь представьте себе какой-нибудь завод , во дворе ко­ торого стоят хорошие скульптурные работы , бьет красиво оформленный фонтан, а фасады зданий украш аю т неплохие рельефы ...— Он р ас см е ял ­ ся мелким саркастическим смешком.— М ожете себе такое представить? Я — нет! — Отчего же,— ск азал Константин,— как раз надеюсь увидеть! — Не остроумно.— Леонид видел, что Константин заводится, и был доволен. — А насчет эпохи Возрождения... Художников ведь д ерж али за лакеев и не часто саж али за господский стол. Великий М икеланджело только в конце жизни смог заработать на дом, а уж он-то всегда тр у ­ дился как каторжный. Однако я вынужден согласиться с вами в одном: нужны традиции. Взлет настоящего гения готовят поколения безвестных ремесленников. Д авай те выпьем сейчас за этих честных трудяг от ис­ кусства, к коим я причисляю и себя, и оставим этот беспредметный р а з ­ говор! Леонид молча вертел в длинных нервных пальцах свою рюмку. По­ том внезапно сказал : — У меня такое ощущение, что я вызываю в вас чувство, близкое идиосинкразии. — Что, собственно, вас удивляет? — недобро спросил Констан­ тин.— З а что прикажете мне вас любить? Конечно, вы ничего не гово­ рили прямо: вы не Действуете в лоб — вы просто подводите к мысли. Не глядя в его сторону, Леонид барабанил по столу пальцами. —• Вы талантливы ... Вы чертовски талантливы .;. — Он словно бы говорил сам с собой вслух.— Что-то я не о том!.. В сущности, это все,— он обвел взглядом застолье,— вовсе не потому, что моя работа прошла на выставку. Завтр а утром я улетаю в Москву, мне наконец-то выделили мастерскую. Д елать карьеру можно только в Центре. Единственный че­ ловек, с которым я хотел попрощаться — это вы. Но самое для меня странное, что в вас, человеке неординарном, живет какая-то совершенно архаическая привязанность к месту своего рождения. Истинный талант космополитичен... — Вы и не можете этого понять,— ответил Константин, спокойно, как подопытное животное, изучая его своими серыми пристальными глазами, в которых посверкивали колючие льдинки;— Этот город — мой!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2