Сибирские огни, 1984, № 10
процесс -внутреннего, личностного высво бождения и реализации творческих сил, как считает Роман Солнцев, значительно слож нее, мучительней, чем процесс внешний. А ведь как часто литератор начинает с предъявления счетов всему, что вне его, обрушиваясь на всех и вся, забывая при том, что сам он неот-ьемлемая часть обшест- ва, один из этих «всех и вся». Забывая, что плохое, отвергаемое им, происходит не с кем-то и гдедо, но с ним самим. И еще одно серьезное слово сказал Р о ман Солнцев-в общем разговоре поэтов о том, как понимать социально активную личность и как ее воспитывать. В каком-то споре-разговоре товарищ спрашивает героя стихов: «Как, у тебя есть убежденья?» И этот вопрос рождает бурю в душе героя, пробуждает его, высвечива ет новым светом и наполняет новым смыс лом привычное и ставшее до обидного обы денным понятие УБЕЖДЕНИЯ: И я подумал: черт возьми, а убежденья ль в самом деле те мысли, что я лет с восьми ношу в своем веселом теле? За них взойду ли на костер? Приму ли пулю, под топор ли?.. Решил, что да. Но с этих пор тревожно мне. И сухо в горле. Д а, УБЕЖДЕНИЯ — это не инерцион ное, привычное и обыденное согласие с вы сокими истинами, утвержденными револю цией, отвоеванными нашими отцами. УБЕЖДЕНИЯ — это готовность стоять за идею в бою с ее противниками, утверждать идею, следовать ей не показно, а духовно. Но разговор о книге Романа Солнцева был бы ■далеко не полным, если бы здесь и остановиться. Перемены его поэтического мира не заканчиваются духовным взросле нием лирического героя и всем тем, что с этим связано — от упоминаемой элегиче ской грусти и ноток жестокого романса, когда поэт просто-таки вопиет: «Нету люб ви? Нету! Нету лкэбви? Н ету!»--.и до тех мыслей, серьезных и глубоких, о которых говорилось выше. Наверное, главное, сказавшееся на поэзии Романа Солнцева за годы его обращения к прозе и к драме, состоит в том, что он ме нее стал писать таких стихов, которые мож но изложить как главку или сценку в по вести или драме. И от этого поэтический мир его стал лаконичнее, чище, цельнее. Закончить свои заметки о книге Романа Солнцева хочу коротким разговором еще о двух стихотворениях. Первое из них — «Мы радуемся, как собаку приручаем»— посвящено В. Пескову, известному побор нику природы И' противнику показной и экзальтированной «любви» к животным. Нет, в этом стихотворении Роман Солнцев не становится фельетонистом или гневным обличителем всего, что связано с неразум ным отношением некоторых людей к «брать ям нашим меньшим». Он наивно и искренне (а это ли не поэзия!) задается вопросом — ПОЧЕМУ Мы умиляемся перед каждой божьей коровкой, держим на пальце и щелкаем языком... Но мы холодны в нашей встрече короткой с двоюродным братом, с родным отцом... ся любовью К пташке или кошке? Ведь лю бить человека — трудно, ответственно, это не просто умиление, но еще и способность к поступку; с канарейкой легче, что и го ворить... А второе стихотворение «Чужая собака» (оно завершает книгу), думается, сводит воедино некоторые из мыслей книги. Это — баллада, новелла: охотник встретился в ле су с ничьей, потерянной или бродячей со бакой. Она, истосковавшаяся по «божеству с двухстволкой», сопровождала человека, но не заискивала, а как бы бежала сама по себе. это все открыло человеку сущность его собственной души, его поведения, его любви — высокой тоски, которая никогда не даст душе унизиться. Апекеандр ПЛИТЧЕНКО Г. 3. Иоффе. Колчаковская авантюра и ее крах. М., «Мысль», 1983. Действительно, почему? Думай, читатель! А не ищем ли мы способ полегче утвердить Исторический опыт свидетельствует, что контрреволюция противостоит революции повсюду, на веек этапах ее развития. «...Революции без контрреволюции,— писал В. И. Ленин,— не бывает и быть не мо жет» (Поли. собр. соч., т. 12, с. 171). Ныне государственно-монополистиче ский капитализм и питаемая им социально- политическая реакция применяют многое из того, что было опробовано русской контрреволюцией в годы гражданской вой ны и иностранной военной интервенции. Актуальность изучения этой проблемы не оспорима. Книга Г. 3. Иоффе посвящена истории колчаковщины, т. е. одному из наи более крупных контрреволюционных обра зований на востоке страны, претендовав ших на «всероссийское» значение и м еж ду народное признание. Г. 3. Иоффе создал одну из крупных тема тических обобщающих работ. В каждом из разделов чувствуется проработка огромного количества источников. Тезисы и выводы автора строго и глубоко обоснованы. Автор предоставляет нам интереснейшую возмож ность заглянуть в лагерь контрреволюции, изучить его изнутри. Он сравнительно мало уделяет внимания вопросам, уже получив шим освещение в целом ряде опубликован ных трудов по истории колчаковщины. ' И это вполне оправдано. На востоке страны контрреволюция вы ступила под лозунгом «чистой демократии», «третьей силы», создав после свержения Советской власти' эсеро-меньшевистские правительства. На многочисленных доку ментах автор показывает, что все это ока залось ширмой, за которо*й стояли буржу азные партии и монархисты. Контрреволю ция в своем развитии почти безостановоч но смещалась вправо, пока не дошла до своей крайней точки — кровавой военно монархической диктатуры Колчака, ликви дировавшей, кстати, и многих из тех. кто прокладывал ему путь к власти. В главе с характерным названием «Ар хитекторы белого дела» показана предысто рия колчаковской диктатуры. Кто только не входил в разношерстный контрреволю ционный лагерь! Исследуя различные оттен ки контрреволюции, Г. 3. Иоффе показыва ет, что у Се руководителей не было единой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2