Сибирские огни, 1984, № 10

рамках традиционной фабулы открыть нам какие-ли^о новые, неведомые сферы жизни, приобщить к таким «тайнам», о которых мы до сих пор имели лишь смутное пред­ ставление? Мне кажется, повесть Н. Сердобова в этом плане заслуживает лестных слов. Д е ­ ло в том, что автор показывает нам один из малоизвестных, скупо описанных в на­ шей приключенческой литературе участков «невидимого фронта». Основные события повести происходят в послевоенной Австрии, в период, когда эта страна находилась, мягко говоря, в двусмысленном положении. Разделенная на четыре зоны оккупации, она стала своеобразным «полигоном», где испытывали свое шпионское «секретное оружие» многочисленные западные развед­ службы. Не случайно именно в Австрии, и в первую очередь в самой Вене, свили се­ бе «гнездышко» бывшие абверовцы, обт>е- дияившиеся под вывеской своего нового шефа —«реабилитированного» гитлеровско­ го генерала Гелена. Н Сердобов зримо и точно обрисовывает эти «венские контрас­ ты». С одной стороны, мы видим утопающур в зелени австрийскую столицу, где в уютных парках, на открытых верандах ресторанов сидят, потягавая пиво и слушая Штрауса, добропорядочные венские обыватели; в этой «доброй старой Вене» уважают и чтят гостей, к их услугам — роскошные отели, прокатные фирмы, многочисленные сувенир­ ные магазины и лавки. Но в каждом отеле, в каждом ресторане и магазине у геленовцев есть свои глаза и уши, и стоит кому-то из гостей затеять какую-либо суету — пусть даж е по торгово-коммерческой части — за ним Тут ж е устанавливается тотальная слежка... Именно с этими недобитыми абверовски­ ми агентами, которые тем и страшны, что, получив однажды по зубам, они крепко усвоили «науку», еще больше озлобились, ожесточились — и выходит на поединок Сергей Климентьев. А в том, что враг ко­ варен, хитер, опасен и, главное, «умеет ра­ ботать», Сергей убедился еще в годы вой­ ны, когда служил в «Смерше» и когда, из-за халатности одного из командиров, у него прямо из-под носа ушел за линию фронта опытный фашистский разведчик. И вот новая встреча со «старшиной Гне- вышевым», который теперь играет в Вене «новую роль»— солидного коммерсанта. Страницы, рассказывающие о дуэли совет­ ского разведчика с гитлеровским «профес- сирналом», читаются, как уж е было отме­ чено, с большим интересом. И не только потому, что читателем движет вполне по­ нятное в подобных случаях любопытство: «кто — кого?» Немалый и тоже вполне по­ нятный интерес , вызывает и сама фигура Ганса Шретера. Автору удалось нарисовать зловещий и вместе с тем весьма нестан­ дартный образ профессионального шпиона и. убийцы, которому долгое время удается безнаказанно выполнять все порученные ему «операции». Ганс Шретер — это человек-оборотень, умеющий в мгновение ока, как только ме­ няются обстоятельства, сбросить одну ли­ чину и надеть другую. При этом он убеж ­ ден; со своей «специальностью» он не только не останется без работы, но и всег­ да будет иметь бутерброд с маслом, ибо на таких, как он, всегда будет повышенный спрос — во всяком случае до тех пор, по­ куда ведется «холодная война». И на примере деятельности Ганса Шре­ тера, его подручных и его хозяев мы во­ очию видим, как «холодная война» превра­ щается в «грязную войну», как, не гну­ шаясь никакими методами, не пренебрегая ничьими «услугами», наши политические враги пытаются посеять ненависть между народами, расколоть страны Европы, чтобы затем из этих «осколков» сбивать свои аг­ рессивные блоки и союзы. Вот почему описание (пусть даж е не­ сколько традиционное и облегченное) пое­ динка между Сергеем Климентьевым и Гансом Шретером — это не просто столк­ новение двух разведшкол, не только осве­ щение одного из малознакомых участков «невидимого фронта». В этой схватке, как в капле воды, отображена борьба тех двух противоположных принципов и тенденций, которая и поныне определяет международ­ ный климат. Вот почему можно с полным правом заключить, что повесть Н. Сердобова — не только увлекательное чтение, но и чте­ ние поучительное, позволяющее нам лучше и глубже ориентироваться в сложном теат­ ре современной идеологической борьбы. В. ШАПОШНИКОВ Г. В. Крылов, В. В. Завалишин, Н. Ф . Коза­ ков. Исследователи Кузбасса. Кемеровское кн. изД'ВО, 1983. Вряд ли найдется человек, которого не восхищали бы «Девятый вал», «Черное мо­ ре», «Чесменский бой» и другие всемирно известные полотна Айвазовского с изобра­ жением морской стихии, полотна, воспевшие героизм русских военных моряков. Но мало кто знает, что среди шести тысяч работ за­ мечательного живописца есть и произведе­ ния, посвященные «земной тверди», порою обретавшейся за тысячи километров от мор­ ских берегов. В частности, именно ему при­ надлежит ряд иллюстраций к «Путешествию в Восточный Алтай»— книге, впервые уви­ девшей свет в 1845 году. Естественно ждать вопроса — что собою представляла названная книга, как расце­ нили ее появление , современники? Надо сразу сказать, что это был глубокий науч­ ный труд, обобщивший результаты экспеди­ ций в Кузбасс (его именовали тогда (Севе­ ро-Восточным Алтаем) и собственно Алтай. Что касается оценки, то издававшийся с 1825 года «Горный журнал» (полное на­ звание: «Горный журнал или собрание све­ дений о горном и соляном деле с присово-, куплением новых открытий по наукам, к се­ му предмету относящимся») писал: «Путе­ шествие в Восточный Алтай»— это плод обширнейшей эрудиции и самого глубокого знания всех естественных наук». А весьма скупой на похвалу Белинский объявил: «Дельная, патриотическая книга». Впрочем, автору достались не только эти лестные отзывы — его именем назвали один из самых больших горных хребтов Алтая, он был избран почетным членом Российско­ го географического общества и Российской Академии наук, членом ряда зарубежных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2