Сибирские огни, 1984, № 10
публику, какой такой новой «нетривиаль ной» проблемой? Конечно же, она находит ся, и в конце концов автор уж е не может работать без допинга славы... Я знал та ких писателей, да и кто их не знал? Неко торые сошли с круга еще при жизни — выдохлись в гонках за славой с теми, что помоложе, пошустрее... Как благостна тишина, думаю я, наверное, потому так думаю, что близится мой вечер... Недавно в издательстве «Современник» вышла тридцать первая по счету моя книга, и это тридцать первая новелла о том, как пишутся книги, редактируются, издаются. Новеллы эти то грустные, то смешные, иногда остросюжетные, как лихо закручен ный детектив. Можно бы написать книгу о том, как издаются книги, и это, я уверен, получилось бы увлекательное чтение. Тут выяснилось бы, например, что в создании книги автор — не самое главное лицо. Лиц поважнее его в этом деле довольно, даж е та девочка в типографии, которая сшивает на машине книгу, может приказать писателю через ре дактора, конечно, убрать «лишние» листы, потому что они «не входят». Почему они «лишние», куда «не входят», я никогда не могу постигнуть, а не убрать нельзя, книга может «выпасть» из плана, «задержаться», скрипишь зубами, но убираешь, вычерки ваешь. Поэтому финал рождения книги, ее изда ние для меня отнюдь не самая радостная пора. Я люблю работать над повестью, над романом до сдачи рукописи в журнал, в из дательство, до тех пор, пока она вся еще моя, ничья чужая рука к ней не прикасалась с благой вроде целью — улучшить книгу. Свежий взгляд опытного редактора, ко нечно же, может оказать автору неоцени мые услуги — обнаружить ошибку в цита те, нечаянную погрешность в стиле, но не допустимо, когда специалист-улучшатель ведет себя всевластны.м кинорежиссером, этаким Феллини. «На вашей героине юбка беж в горох, не то, старина, не то! Пере оденьте ее в лиловую макси, я так вижу!» Хочу, чтобы меня правильно поняли ре дакторы, среди них много чутких, дельных работников, но само слово «редактирова ние» звучит для меня все-таки обидно. З а ранее подразумевается, что я предоставил рукопись с изъянами, и ее, как плохо спро ектированную, халтурно собранную маши ну, сразу ж е с конвейера надо ремонтиро вать, улучшать, совершенствовать, на то и посаженные в издательствах ' специалисты, обученные в университетах. Я думаю, художественное произведение надо либо публиковать так, как оно сло жилось у автора, либо отвергать его пол ностью, не редактируя. Если произведение нуждается в улучшении чужими руками, значит, оно еще не созрело, его надо вер нуть писателю, чтобы он додумал его, до- грел теплом своей души, оживил кровью своего, а не чужого сердца. Рождение крупного литературного произ ведения — процесс чрезвычайно сложный, глубинный. Тут много интуитивного: авто биографического, масштаб творческого «зах вата» пропорционален масштабу личности писателя, энергии душевной его работы, приобщенности его к «болям» общества, его кровной родственности чаяниям народ ным. Но жизненная сила творчества, долго вечность произведения писателя, что бы мы ни говорили об идейности, в прямой зависи мости от высоты художественного воплоще ния, чистоты слова, от искренности талан та писателя. Той книге поверит вдумчивый читатель, где идеи писателя предстали перед ним во плоти самой жизни, той правды, которую он, читатель, сам смутно пред чувствовал, а теперь вот открыл вместе с героями, с писателем. Таких произведений немало в нашей новейшей отечественной литературе, я бы прежде всего назвал прозу Василия Белова, Валентина Распутина, Бориса Можаева, Юрия Трифонова. Сплав высокой граждан ственности с мастерством отличают произ ведения этих писателей как от голой публи цистики в обертке романов и повестей, так и от раскрашенных картинок из мирка эстета-героя, заполненного мелочишками, где все малогабаритное, все мини: мини страсти, мини-откров.ения, мини-трагедии... Иные произведения этого плана пишутся лихо по языку, «потрясая» закрученными похлеще, чем у Ивана Бунина, деталями, но навосхищаещься словесным фейерверком, наудивляешься блеском сравнений и мета фор и заскучаешь в куцем мирке писате- ля-виртуоэа. Поскорее захочется на волю, где настоящая просторная жизнь с настоя щими трагедиями, драмами и «болями». Долж н о быть, писать такую уютную, «комфортную» прозу приятно, и проходит она легко, а как ж е с «проклятыми» вопро сами, которые все равно возникают вокруг нас не в придуманной, а в настоящей жиз ни? Вот вопрос: по сравнению с годами, скажем, довоенными мы живем теперь фан тастически богато. Богато в самом триви альном смысле этого слова, нас окружает огромное количество вещей, движимого и недвижимого имущества, мебелей, хруста ля, стенок, набитых книгами, но почему, почему пьянство, разваливающиеся семьи, почему в увешанных коврами квартирах .порой духовная нищета, почему махровым цветом расцветает мещанство, против кото рого так блистательно боролась наша клас сика? А ведь мы шли не к сытому ковро; вому покою, а к счастью... А что оно такое, счастье? Как мы его понимаем теперь,' в* наше время, сегодня, завтра? В уличной толпе я увидел рослого моло дого человека с медно-рыжими волосами, крупными грубовато-мужественными чер тами и с неожиданно ясными, по-детски жадными до всего глазами. Это был Артем Лазарев, но замысел повести «Счастливчик Лазарев» («Тяга земная») родился у меня позже, год спустя, когда\на крылечке дома друга моего Кенжикея мы вели нехоропли- вую беседу с девяностолетним дедом Асламбеком, и он расспрашивал меня о Се вере, о Сахалине, о заграницах — какие там живут люди, в какого бога веруют — все было ему интересно, все восхищало, хотя, что такое счастье, он, наверное, ни когда не задумывался, а вот был счастлив, не устал жить почти целое столетие... На осенней охоте набрел я в глухом уро чище, которое называлось поч.рму-то «Граф ское», на развалины старого селения, среди куч битого кирпича — цветное стекло, мед ные флюгеры, обломки мраморных ста т у й— прекрасная женская рука, торс атле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2