Сибирские огни, 1984, № 10
напасть, то ли с голоду пропасть. А тут, в горах, никому не надо в рот заглядывать, все от тебя самого зависит — заработок здоровье, сама жизнь, не зевай только в маршруте, не сорвись в пропасть, занудой не будь... Разливанное море романтики находят в геологии журналисты, гости разные — тя желую работу, нудную даже, и меня радо вало, что в поле ходит много хороших лю дей, настоящих романтиков, не бульварных в соломенных сомбреро — работяг, настоя щих мужчин, в «Карахоль-озере» я написал о них. А потом меня поМанил батюшка Байкал, Я приехал на остров Ольхой, в отделе кад ров рыбозавода нанялся в рыбаки-омулят ники, и бригада бота № 61, которой коман довал Лянка Нелюбин (он и сейчас брига Дир),' стала моей семьей, моим домом Я насквозь пропах рыбой, лицо задубенело от солнца, от баргузина (очень поганый ветер, а еще хуж е — сарма, ветер с гор, с камушками), руки мои не отмывались от чешуи омулевой, но рыбу из сети-паутинки я скоро научился «выколачивать» не хуже профессионалов, умел приготовить тройную уху, расколотку из мороженого хариуса. Заменял Лянку за рулем, когда ставили километровую сеть-паутинку, а в тетрадках, тоже пропахших рыбой, костром, байкаль ской вольницей, каждый день появлялись записи, много записей! Они становились потом рассказами, легли в повести, служат эти заветные тетрадочки и сейчас... Стали выходить мои первые книги, я жил тогда в большом сибирском селе Сосновка, учил деревенских ребятишек немецкому языку, у меня появилась, наконец, семья, дом, хозяйство даж е — куры, бычок Пест рушка, и сменить это — достаток, почет односельчан, все такое прочное, простое, извечное — на журавля в небе — писатель ств о— было не так просто: что там, за пе ревалом?.. Не знаю, на что я решился бы, не будь рядом отважной женщины-супруги моей, которую не пугала самая отчаянная нужда в годы моих поисков самого себя,— это ве личайшая удача, не ошибусь, если скажу: половина писательской судьбы — верный друг и советчик, жена, которая и поймет, и простит, и сурово спросит, и поддержит в минуту тяжкую. «Поезжай!»— решительно сказала она мне, когда я получил пригла шение на Высшие литературные курсы, где ждала меня еще одна редкая удача ока заться на целых два года рядом с такими прекрасными людьми и писателями, как- Борис Можаев, Отия Иосселиани, Георгий Мазурин, Иван Чендей, Виктор Астафьев, Евгений Носов, Василий Белов и еще два десятка других писателей со всех концов страны, тогда еще молодых и ' безвестных. Курсы — это лекции, семинары, даж е эк замены, все, как в вузе, но главным в нашей жизни все-таки была не столько учеба у наших профессоров, среди которых были замечательные педагоги, сколько открытие самих себя в общении, в узнавании Истин ного, талантливого друг в друге. Это были исповеди на миру, яростные, чуть не до по ножовщины споры, да, да, и застолья до утра были, но с чтением классиков, с выво рачиванием душ наизнанку, самобичеванием до слез, до готовности покончить самоубий ством, с горячими клятвами служить народу бестрепетно и на всю жизнь... Никто,из нас не имел ни громких имен, ни наград, кроме фронтовых, и с фронтовой яростью мы соскабливали друг с друга гениоманию, чепуховую провинциальную фанаберию, а дело это, надо сказать, очень полезное, все равно, что доброй наждачкой ржавчину содрать. После двух-грех меся цев сурового «лицейского притирания» все мы выглядели пониже и пожиже, как раз в свой собственный рост, без котурнов са мовлюбленной избранности. В каждом про ступило истинное, что и должно было проступить: если истинное было доброе и гордое, оно и показалось, а в ком таи лось лживое, подлое, продажное, тоже всплыло, обнаружилось, шила в мешке ие утаишь!.. Это было открытие самих себя в самих себе, как бы второе рождение... Вернувшись после курсов домой, я знал твердо, что ничего, кроме литературы, у меня нет и не может быть, но все надо на чинать сначала. Д ве горьких, но в сущно сти святых истины открыли нам московские курсы — мы до слез мало знаем, лишь на перстком почерпнули из океана мировой человеческой культуры. Д а, мы профессио налы, члены Союза писателей, но мы еШе не писатели. Нам только предстоит стать писателями, только вот удастся ли?' Всем ли? Кому удалось, скажет единствеяно непо грешимый, никогда не ошибающийся судья — Время, хотя теперь, двадцать лет спустя, быстрая на парады критика кое-ко го из нас уж е определила в классики, в Мас тера. И пусть, и хорошо, и не так уж важ но, поспешила ли, ошиблась ли критика. Отрадно, что сверстники мои эти двадцать лет работали напористо, яростно, не забы лись наши «лицейские» клятвы, а кое- кому удалось уж е создать произведения, нужные народу. Я не сказал бы, что критика слишком баловала' меня своим вниманием, хотя ра боте моей посвятили свои труды такие ис следователи, как Екатерина Старикова, Ни колай Яновский, Лев Аннинский, Владимир Шапошников. Серьезная критика, объясняя то, что получилось у тебя сегодня, помога ет увидеть перспективу дальнюю, доброе слово умного критика бесценно тем, что может подвигнуть на дело, которое кажется тебе не по силам. ’ Что же касается текущей рецензионно- дежурной критики, то. на мой взгляд, она выглядит аттракционом на ярмарке тщесла вия. И это понятно, критики — тоже люди, И.М хочется, чтобы их слышали, жаль толь ко, что диспуты критические иногда пре вращаются в оглушительный гвалт чаще всего по поводу чего-нибудь псевдоострого, псевдопроблемногв. Есть авторы, специали зирующиеся на «остроте», «проблемности», спекулирующие «нетривиальностью» свое го социального видения. Неважно, что «острота таких мгаовенно вызывающих шум произведений мнимая, почерпнута из газет ного фельетона, лишь бы зацепка была — пошуметь. Пошумели, а критика ждет уже нового сочинения прославленного автора, и оно появляется — тут главное поспеть в срок, пусть даж е сыро, лишь бы горячо бы ло!— и пока гомонят о нем, автор лихора дочно выискивает, чем опять оглушить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2