Сибирские огни, 1984, № 10
Владимир Сапожников ВЕЧЕРНЕЕ Для одного почтенного издания меня по просили написать автобиографию. Д ело привычное: всем на тот или иной спрос приходится писать автобиографии, но тут ставилась непременная задачка — расска зать читателю, как автор сделался писате лем. Раньше как-то не приходилось об этом задумываться -т ну, стал и стал,— дело личное, интимное даж е, не все ж е напоказ, но подумалось, может быть и правда, чита телю интересно узнать, как приходят писа тели в литературу, что они думают о себе, о своей работе. В автобиографии предстаешь перед самим собой в роли «персонажа», о котором тоже надо рассказать интересно, с одним однако условием, что решительно недопустимы какие-либо художественные приемы — до мысел, вымысел, особенно ж е приукраши-' ванне самого себя,— это было бы так же стыдно, как предстать перед миром в 'оде жонке с чужого плеча. Чужое, оно и роста не прибавит, смешное выставит жалким, а приукрашенное — фальшивым. Так уж получилось, что одновременно я составлял сборник, который должен пред ставить лучшую мою новеллистику послед них трех десятков лет, и обе эти работы — составление сборника и раздумья над соб ственной жизнью — неожиданно слились воедино. Я перечитывал свои рассказы, всплывало в памяти былое, давнее, особен но ярко рисовалось теперь то, что не вошло в плоть моей прозы, оно легко ложилось теперь на страницы автобиографии, которая выливалась в . новеллу о самом себе, о времени, о моем поколении. Почти в один день я закончил составле ние книги и получил с машинки рукопись абтобиографии, и мне пришла в голову мысль предложить читателю эти записки в качестве своеобразного автопортрета. Родина моя — Алтай, не горный — отрада и мечта странника-туриста,— а степной хлеборобный Алтай, что славен безбрежны ми разливами хлебов, .тихими в лилиях и кувшинках речками, медноствольными Лен точными борами, в которых и сейчас пол но брусники и грибов, полян, розовых от спелой земляники. Эти боры — степное ди во и тайна, они и теперь полны сказки, ти хой дремы, песен иволги и глухой кукушки, а в моем детстве там водились озорники- лешие, а в речках — девки с рыбьими хвостами, те самые, что, заманив, могли зацеловать, защекотать д о смерти. Сибирские старики, сидя на завалинках, рассказывали внучатам те ж е сказки, что в деревнях «тамбови» и «рязани», откуда они приехали сюда, на «вольные земли», девушки за околицами водили те ж е, что и в России, хороводы, мужики так ж е запрягали и пахали, но в укладе крестья- нина-сибиряка, в самом характере его от ложилось уж е что-то от огромности самой сибирской степи, могутности ее чернозема, от вольницы сибирской, не знавшей господ- помещиков, крепостного права. Я родился в богатом селе Клочки, что схоронилось от зимних буранов за могучей стеной знаменитого Касмолинского бора, на многие сотни верст протянувшегося по берегам речки Касмолы, левого притока Оби-матушки. Позапрошлым летом я вновь, хоть и недолго, пожил в Клочках и порадо вался, что родной село процветает, мои земляки бережно сохранили бор и речку, всю просторную зеленую округу села,— все это бесконечно дорого мне, потому что было миром моего детства. От нашего по дворья остался лишь колодец, но, достав из темной его глубины ведро холодной, ледя ной воды и напившись, я испытал счастье, известное лишь челОвеку, у которого есть не только большая и славная родина, но и родная сторона, с родным бором, родной речкой, просторным небом и вот — колод цем водой которого был обмыт бабкой-по- витухой в тот день, когда увидел свет божий... По свидетельству деда Митрофана, все мои предки д о «седьмого колена»—^мужики ■темные, посконные, но мама моя, Марфа Никифоровна, была грамотная, хотя всю жизнь читала одну и ту ж е книгу и пере сказывала мне оттуда разные истории. Кни га эта — Библия. Ветхозаветные истории- притчи она рассказывала так, будто все происходило хоть и не в нашем селе, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2