Сибирские огни, 1984, № 10
конкурсный проект БЭС. Мощность нашей станции удваивается! Вот сюрприз нашим конкурентам! Н о это нужно держать пока в секрете. Все это подогревало наш энту зиазм». Проект сибиряков в итоге был признан лучшим. После долгих мытарств по экспер тизам, инстанциям, комиссиям по нему на чалось рабочее проектирование. К тому времени группа, работавшая в Харькове, уж е распалась, многие перебрались в Моск ву. В Москве ж е добивался решения судь бы своего проекта ВЭС и самый упорный член группы, ее руководитель, Ю. В. Кон дратюк. машины «Зингер». Сквозь иронию и насмеш ку пробивается и собственная боль, недо умение; «Вот башня для ветродвигателя. «Она будет стоить миллионов пять рублей и ни в коем случае не меньше трех». Почему? В едь смета на нее проверена и пересостав лена крупным специалистом в данной об ласти («пятимиллионное» заключение было составлено совсем не специалистом по подобному строительству и даже не экс пертом, а так — пришлось к слову доволь но ответственному технику на довольно ответственном заседании) и ограничивает ся максимум тремястами тысяч рублей. Напрасный вопрос» * Из воспоминаний Н. В. Никитина: «В ноябре 1934 года Юрий Васильевич вручил мне письмо, напечатанное на чет вертушке: «Штамп: Центроэнергострой, Москва, Неглинная, 6(2. Инженеру Никитину Н. В. Москва, Савеловская линия, ст. Лиано зово! строительство Вагоноремонтного за вода В виду того, что Вы принимали активное участие в составлении эскизного проекта мощной ветроэлектростанции в 1932 году, просим Вас в качестве руководителя строи тельной группы с окладом 900 руб. в ме сяц принять участие в составлении рабочего проекта мощной ветроэлектростанции 10000 кв. для Крыма. В случае Вашего принципиального согласия будет возбуждено ходатайство об увольнении Вас с места Вашей тепереш ней работы. Управляющий Центроэнергостроя Г. Д . Н урюпа, 16. X—34 г.» В марте 1935 г. я перешел на работу в Нентроэнергострой. Здесь на Неглинной расположилась небольшая группа проекти ровщиков. И з Харькова прие.хал Л . А. Л и в шиц, появились новые люди, в частности Б. А. Злобин^, которому для дип.помного проекта пригодилась перспектива ВЭС, ко торую я изготовил в Харькове. Начали мы рабочие чертежи и сразу на чалась новар экспертиза...» Новая экспертиза... Снова эксперты заявляют, что строить ВЭС по проекту, на котором настаивает Ю. В. Кондратюк, нельзя. Выведенный из себя, Юрий Василье вич пишет статью под названием «Экспер тиза», в которой язвительно предсказывает, какое заключение написали бы в свое время такие рот горе-эксперты, попадись им проект автомобиля, самолета или швейной • Адрес по месту работы Н. В. Никитина в то время. “ З л о б и н Борис Алексеевич (1909—1980) — лауреат Ленинской, премии, главный инженер про екта телевизионной башни в Останкино. Работал в конпе 20-х годов в Новосибирске, принимал уча стие В/ строительстве Центральной гостиницы Но восибирска, административных зданий «Сибсель- маша», в 1929 г. работал в элеваторном отделе «Союзхлеба» под руководством Ю. В. Кондратю ка. В 1933 г. поступил в МИСИ им. В. Куйбышева. ВЭС в Крыму (расчет ветровых нагрузок) избрал для своей дипломной работы, которую запгитил в 1935 г. Из воспоминаний Н. В. Никитина: «Тонем в трудностях. В феврале 1937 г. ум ер С. Орджоникидзе, который был энту зиастом мощных ВЭС и который оказывал этому делу больш ую поддержку. Юрий Васильевич начинает сдаваться и соглаша ется с тем, что нужно начинать с меньших ВЭС и постепенно увеличивйть масштаб. Это уже совсем другое дело и это означа ет, что Юрий Васильевич потерпел пораже ние. Конечно, это было большим ударом для него... Пришлось отказываться от своего последнего детища — большой ВЭС. Наша контора преобразуется в ПЭКВЭС. Видимо, это означает проектирование экспериментальных конструкций ветро- электростанций». В Крыму, на Ай-Петри, до сих пор сох ранилось гигантское железобетонное коль цо фундамента начатой и так и не построен ной Крымской ВЭС. Железобетонная башня высотой 200 метров с двумя ветроколесами диаметром по 80 метров каждое — «кон- струкция ветроэлектростанции, к сожале нию, не осуществленная,— пишет в моно графии о Н. В, Никитине Ю. Дыхович- ньгй, могла бы стать гордостью отечественной строительной техники». (Ю. Дыховичный. Н. В. Никитин. Жизнь и творчество. М., Стройиздат, 1977, стр. 72). Ю. В. Кондратюк и в последующих сво их работах придумывает немало дерзких и интересных решений, ■ предлагает поднять ветродвигатели на высоту 1000— 1500 м с помощью дирижаблей и по проводам пере давать электроэнергию на землю, создает проекты цельнометаллических автоматиче ских вегроэлектростанций. ' В июле 1938 года на подаренной Б. Н. Во- ^ б ь е в у --б и о г р а ф у , редактору и издателю К. Э. Циолковского — книге «Завоевание межпланетных пространств» Кондратюк на чертал: «Пытливость, инициатива и энергия всег да стремятся занять место на передовых позициях в борьбе за овладение силами природы. Многоуважаемому Борису Никитичу от автора на память о скрещении дорог и в области завоевания межпланетных прост- * Статья Ю. В. К о н д р а т ю к а «Экспертиза», опубликована впервые в журнале «Изобретатель ■ и рационализатор». № 7, 1979 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2