Сибирские огни, 1984, № 10

конкурсный проект БЭС. Мощность нашей станции удваивается! Вот сюрприз нашим конкурентам! Н о это нужно держать пока в секрете. Все это подогревало наш энту­ зиазм». Проект сибиряков в итоге был признан лучшим. После долгих мытарств по экспер­ тизам, инстанциям, комиссиям по нему на­ чалось рабочее проектирование. К тому времени группа, работавшая в Харькове, уж е распалась, многие перебрались в Моск­ ву. В Москве ж е добивался решения судь­ бы своего проекта ВЭС и самый упорный член группы, ее руководитель, Ю. В. Кон­ дратюк. машины «Зингер». Сквозь иронию и насмеш­ ку пробивается и собственная боль, недо­ умение; «Вот башня для ветродвигателя. «Она будет стоить миллионов пять рублей и ни в коем случае не меньше трех». Почему? В едь смета на нее проверена и пересостав­ лена крупным специалистом в данной об­ ласти («пятимиллионное» заключение было составлено совсем не специалистом по подобному строительству и даже не экс­ пертом, а так — пришлось к слову доволь­ но ответственному технику на довольно ответственном заседании) и ограничивает­ ся максимум тремястами тысяч рублей. Напрасный вопрос» * Из воспоминаний Н. В. Никитина: «В ноябре 1934 года Юрий Васильевич вручил мне письмо, напечатанное на чет­ вертушке: «Штамп: Центроэнергострой, Москва, Неглинная, 6(2. Инженеру Никитину Н. В. Москва, Савеловская линия, ст. Лиано­ зово! строительство Вагоноремонтного за­ вода В виду того, что Вы принимали активное участие в составлении эскизного проекта мощной ветроэлектростанции в 1932 году, просим Вас в качестве руководителя строи­ тельной группы с окладом 900 руб. в ме­ сяц принять участие в составлении рабочего проекта мощной ветроэлектростанции 10000 кв. для Крыма. В случае Вашего принципиального согласия будет возбуждено ходатайство об увольнении Вас с места Вашей тепереш­ ней работы. Управляющий Центроэнергостроя Г. Д . Н урюпа, 16. X—34 г.» В марте 1935 г. я перешел на работу в Нентроэнергострой. Здесь на Неглинной расположилась небольшая группа проекти­ ровщиков. И з Харькова прие.хал Л . А. Л и в­ шиц, появились новые люди, в частности Б. А. Злобин^, которому для дип.помного проекта пригодилась перспектива ВЭС, ко­ торую я изготовил в Харькове. Начали мы рабочие чертежи и сразу на­ чалась новар экспертиза...» Новая экспертиза... Снова эксперты заявляют, что строить ВЭС по проекту, на котором настаивает Ю. В. Кондратюк, нельзя. Выведенный из себя, Юрий Василье­ вич пишет статью под названием «Экспер­ тиза», в которой язвительно предсказывает, какое заключение написали бы в свое время такие рот горе-эксперты, попадись им проект автомобиля, самолета или швейной • Адрес по месту работы Н. В. Никитина в то время. “ З л о б и н Борис Алексеевич (1909—1980) — лауреат Ленинской, премии, главный инженер про­ екта телевизионной башни в Останкино. Работал в конпе 20-х годов в Новосибирске, принимал уча­ стие В/ строительстве Центральной гостиницы Но­ восибирска, административных зданий «Сибсель- маша», в 1929 г. работал в элеваторном отделе «Союзхлеба» под руководством Ю. В. Кондратю­ ка. В 1933 г. поступил в МИСИ им. В. Куйбышева. ВЭС в Крыму (расчет ветровых нагрузок) избрал для своей дипломной работы, которую запгитил в 1935 г. Из воспоминаний Н. В. Никитина: «Тонем в трудностях. В феврале 1937 г. ум ер С. Орджоникидзе, который был энту­ зиастом мощных ВЭС и который оказывал этому делу больш ую поддержку. Юрий Васильевич начинает сдаваться и соглаша­ ется с тем, что нужно начинать с меньших ВЭС и постепенно увеличивйть масштаб. Это уже совсем другое дело и это означа­ ет, что Юрий Васильевич потерпел пораже­ ние. Конечно, это было большим ударом для него... Пришлось отказываться от своего последнего детища — большой ВЭС. Наша контора преобразуется в ПЭКВЭС. Видимо, это означает проектирование экспериментальных конструкций ветро- электростанций». В Крыму, на Ай-Петри, до сих пор сох­ ранилось гигантское железобетонное коль­ цо фундамента начатой и так и не построен­ ной Крымской ВЭС. Железобетонная башня высотой 200 метров с двумя ветроколесами диаметром по 80 метров каждое — «кон- струкция ветроэлектростанции, к сожале­ нию, не осуществленная,— пишет в моно­ графии о Н. В, Никитине Ю. Дыхович- ньгй, могла бы стать гордостью отечественной строительной техники». (Ю. Дыховичный. Н. В. Никитин. Жизнь и творчество. М., Стройиздат, 1977, стр. 72). Ю. В. Кондратюк и в последующих сво­ их работах придумывает немало дерзких и интересных решений, ■ предлагает поднять ветродвигатели на высоту 1000— 1500 м с помощью дирижаблей и по проводам пере­ давать электроэнергию на землю, создает проекты цельнометаллических автоматиче­ ских вегроэлектростанций. ' В июле 1938 года на подаренной Б. Н. Во- ^ б ь е в у --б и о г р а ф у , редактору и издателю К. Э. Циолковского — книге «Завоевание межпланетных пространств» Кондратюк на­ чертал: «Пытливость, инициатива и энергия всег­ да стремятся занять место на передовых позициях в борьбе за овладение силами природы. Многоуважаемому Борису Никитичу от автора на память о скрещении дорог и в области завоевания межпланетных прост- * Статья Ю. В. К о н д р а т ю к а «Экспертиза», опубликована впервые в журнале «Изобретатель ■ и рационализатор». № 7, 1979 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2