Сибирские огни, 1984, № 10
продолж аю работать по элеваторному делу — преимущественно проектировке и выполнению механизированных амбаров. Элеваторы из кругл ого леса и с большими емкостями. Собираюсь на днях побывать в М оскве в связи с новым моим изобрете нием — элеваторный ковш, во к р уг которо го сейчас поднялся некоторый шум *. Не знаю, удастся ли на самом деле создать. Всего доброго, с почтением Юр. КОНДРАТЮ К » К Тогда же, в январе 1929 года, Ю. В. Кон дратюк послал свою книгу в подарок осно воположнику космонавтики К. Э. Циолков скому: «С почтением, пионеру исследования межпланетных сообщений. От автора. Ю. В. Кондратюк». Константин Эдуардович с благодарностью принял этот подарок и в свою очередь по дарил Ю. В. Кондратюку свою книгу «Исследования мировых пространств ракет ными приборами» с надписью; «Многоува ж аемому Юрию Кондратюку от автора. 1929 г. 15 февр. К. Циолковский». Обе книги хранятся в архиве Академии наук СССР (Фонд № 555, Циолковско го К. Э.) Ленинградский ученый в области авиации, ракетной техники и межпланетных сообщ е ний, профессор Н. А. Рынин издал в 1928— 1932 гг. трехтомный труд «Межпла нетные сообщения». Для третьего тома в раздел «Теория космического полета» он попросил Ю. В. Кондратюка прислать ему свою автобиографию. Письмо Юрия Василье вича профессору Н. А.'Рынину представл’я- ет большой интерес, выдержки из него пуб ликовались во втором издании книги Ю. В. Кондратюка «Завоевание межпланет ных пространств» (М., Оборонгиз, 194.7). Приводим полный текст письма. «Уважаемый Николай Алексеевич! ® П олагая, что чисто личные стороны моей жизни не представляют особого интереса, постараюсь сообщить достаточно полно преимущественно то, что имеет отношение к моим исследованиям по теории межпла нетного сообщения. П ервоначально толкнуло мою мысль на работу в сторону овладения мировыми пространствами или вернее вообщ е в сто рону грандиозных и необычных проектов — редкое по силе впечатление, произведенное прочитанной мною в юности талантливой индустриальной поэмой Келлермана «Тон нель». • Речь идет о крупнейшем изобретении Ю. В. Кондратюка в области элеваторной техники—«ков ше для элеватора-транспортера», известном впос ледствии в среде специалистов под названием «ковш Кондратюка». Патент на изобретение ков ша был выдан автору ЗЬ декабря 1929 г. Всего сейчас выявлено 9 патентов, полученных Ю. В. Кондратюком, из них 4 — в области элеваторной техники. ‘ Оригинал письма хранится в фондах Научно мемориального музея Н. Е. Жуковского, “ Р ы н и н Николай Алексеевич (1877—1942) — советский ученый в области авиации и начерт. геометрии, автор ряда работ по реактивной техни ке, межпланетным сообщениям. С 1921 г.— про фессор Ленинградского института инженеров пу тей сообщений, там ж е в 1928 г. организовал Сек- ЦиХь межпланетных сообщений, был ее председа телем. К этому времени мой научный и техниче ский багаж состоял: незаконченное сред нее образование плюс несколько несистема тические дополнения, сделанньье самостоя тельно в сторону высшей математики, физики и общетеоретических основ техни ки со склонностью к изобретат£Льству и самостоятельным исследованиям более, чем детальному изучению уже найденного и открытого. Мною были «изобретены»: водяная тур бина типа колеса Пельтона, взамен м ель ничных водяны х колес, считавшихся мною единственными водяными двигателями, г у сеничный автомобиль для езды по мягким и сыпучим грунтам, беспружинные центро бежные рессоры, пневматические рессоры, автомобиль для езды по неровной местно сти, вакуум -насос особой конструкции^ б а рометр, часы с длительным заводом , элект рическая машина переменного тока высокой мощности, парортутная турбина, а многое другое, вещи частью технически соверш ен но непрактичные, частью уже известные, частью и новые, заслуживающие дальней шей разработки и осуществления. В математике — упорны е исследования по геометрической аксиоматике (преим у щественно постулату параллельных), «от крытие» основных форм ул теории конечных разностей, некоторые, неразвитые однако далее, обобщения теории конечных разно стей и анализа, и много менее значительных вещей, почти сплошь являющихся откры тием ранее известного В химии и техни ке — основные элементарные представле ния. В физике упорное стремление опровер гнуть второй принцип термодинамики (характерно, что это, кажется, общая черта с К. Э. Циолковским ) — и даже в филосо фии попытки построения логических систем, закончившиеся вместе с 991100-ми самого интереса к философии «открытием» тяже ло воспринятого принципа детерминизма. Впечатление от келлермановского «Тон неля» было таково, что немедленно вслед за его прочтением я принялся обрабаты вать, насколько позволяли мои силы, почти одновременно две темы: пробивка глубокой шахты для исследования недр земли и утилизации теплоты ядра и — полет за пределы земли. Любопытно, что читанные мною ранее фантастические романы Ж ю ль- Верна и Г. Уэльса, написанные непосредст венно на темы межпланетных полетов, не произвели на меня особого впечатле н и я — причиной тому, видимо, было то, что романы эти, написанные менее талант ливо и ярко, чем роман Келлермана, являлись в то же время для меня явно не состоятельными с научно-технической точ ки зрения. Тема о глубокой шахте, после выработки основ некоторых предположительных ва риантов, очень быстро уперлась в невоз можность для меня провести соответст вующ ую экспериментальную работу, тема же о межпланетном полете оказалась мно го благодарнее, допуская значительные теоретические исследования, и оёладела. мною на продолжительное время, в течение которого я к ней неоднократно возвращ ал ся, пока не подошел к пределу, за которым дальнейшая плодотворная работа невоз можна без параллельного экспериментиро вания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2